К своему удивлению, став фотографом я стал уделять внимание тексту чаще и больше, чем во время освоения иных ремесел. Информационная рассылка, деловая переписка, объявления — далеко не полный список обязанностей, которые заставили меня задуматься: а как я пишу?

Не помню — когда я впервые прочитал строчки Никиты Михалкова:

«Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым.»

Но они меня пробудили. Пришло понимание, что нужно учиться (редактуре), искать (форму и образ внутреннего автора), практиковаться.

Среди массы однотипной образовательной литературы по теме, считаю полезной совместную работу Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой:

И нестареющая классика — труд Норы Галь:

  • Книга «Слово живое и мертвое».

Благодаря бесплатной еженедельной рассылке я узнал, что такое инфостиль и зачем он нужен обществу (в том числе — онлайн-сообществу), и как многие могли заметить — переписал все тексты на своем сайте-визитке, но это, конечно, было только начало.

Книга Максима и Людмилы помогла более внимательно изучить тему, по сути — она помогла мне представить полученные знания в виде системы, завершила накопление теории.

Не вспомню, почему коснулся книги Норы Галь. Интересно было, а может еще чего, — этого, к сожалению, не помню. Но именно слова Элеоноры Яковлевны, про необходимость время не отрывать от текста, то есть учитывать эпоху, при работе над текстом, подтолкнули к мысли — вот ответ на вопрос: как быть понятым, а не понятным…

Далее произошло очередное открытие таланта Ильи Репина, Константина Коровина и, кто бы мог подумать, Александра Суворова, — речь про беллетристическое наследие. И запоздавшее понимание: при написании текста для страницы «О себе», существуют не только две стороны, — на которые указывает Максим Ильяхов, но и третья, которой труднее всего следовать:

  1. Что хочу написать о себе. — Тупиковый путь, и тут я согласен с Максимом.
  2. Что ждут в тексте «Обо мне». — Правильный подход, согласно инфостилю.
  3. Как представиться, чтобы тебя понял «собеседник».
chto-napisat-fotografu-na-stranice-obo-mne

Как фотографу написать рассказ о себе

Текст «О себе» — не биография!
/2018/

Согласно инфостилю, в тексте О себе, мы обязаны последовательно дать ответы на частые — не самые трудные, — вопросы потенциальных клиентов:

  • Что и как делает фотограф?
  • Где можно ознакомиться с примерами его работ?
  • Разбирается ли он в теме?
  • Какой у него опыт?
  • Чем он полезен именно для нас?
  • Почему именно он?
  • Как связаться?

Получится черновик, или базовый текст, над которым еще работать и работать. Но его можно опубликовать, чтобы собрать обратную связь, от постоянных клиентов / целевой аудитории, в исключительных случаях — от поклонников (если планируете педагогическую деятельность, к примеру).

Да, в каком-то смысле, это рекламный текст, но если мы работаем на заказчика, то иной стиль невозможен, поскольку наши творческие порывы клиенту не интересны. Его беспокойство — наша суть: адекватный ли из нас исполнитель, можно ли нам поручить проект, и… все!

По мере накопления профессионального опыта, когда начинаешь выбирать с кем работать, а с кем лучше не пересекаться, можно расширить содержание базового текста:

  • Перечислить профессиональные навыки, которые, к примеру, подкреплены наградами; и конечно же — могут иметь ценность для потенциального клиента.
  • Предоставить описание ключевого проекта, который демонстрирует профессионализм и фотографа, — как личность, которая имеет вес в определенном слое общества.
  • Пояснить свою миссию. (Под сложным словом скрывается простой ответ на вопрос — А зачем ты работаешь?)
  • Обозначить свою позицию, иначе говоря: пояснить, что для тебя неприемлемо (съемки ню-направленности, или работа без предоплаты, к примеру).

И все.

Частые ошибки

Большинство коллег недовольны текстами, которые соответствуют инфостилю. Дескать, а где в нем видна моя уникальность? — и начинаются поиски «продающих текстов», «триггеров» с таблицей частоты их употребления…

Что тут скажешь? Инфостиль — это про удобоваримый текст, в том числе — машинам тех же социальных сетей, которые приучили массового интернет-пользователя скользить вниманием по странице и узнавать — считывать привычную для них информацию, и именно поэтому мы отвечаем на типовые вопросы, если работаем на заказчика.

Игнорирование этой информации — причина часто повторяющихся ошибок и популярного, в молодежных кругах, возражения: «И что?» — в ответ на бессмысленные попытки доказать не то чтобы обоснованность своего ценника, сколько уникальность, которая невозможна пока ты работаешь на массового зрителя.

Секреты хорошего текста

До прихода бизнеса, а точнее — денег, Интернет представлял из себя «свалку» веб-сайтов, на «фасаде» которых легко считывалось настроение:

  • «Мы существуем!»
  • «Мы рады, что вы про нас узнали!»
  • «Раз уж вы нашли нас, то вот наш адрес — несите деньги.»

Разумеется, страницы «О компании» или «Обо мне» представляли из себя биографии (тексты самоучек), но благодаря инфостилю появились «правила хорошего тона», следуя которым мы (владельцы сайтов) изменяем онлайн-настроение:

  • «Вы не одиноки!»
  • «Нам знакома ваша проблема.»
  • «Ваша проблема решаема.»
  • «Мы рядом!»
  • «Мы — не потребители.»

— Если, после вычитки, иное впечатление, то впору отдохнуть, затем еще разок перечитать и внести правки, но это актуально, только для фотографа, который работает на заказчика.

Свободному автору (арт-фотографу / фотолюбителю) достаточно ответить всего на 3 вопроса:

  1. Кто он такой?
  2. Чем занимается?
  3. И кому все это нужно?

Несмотря на лаконичность, и простоту вопросов, ответ на них дается не сразу, особенно если ввести для себя ограничения:

  1. Пишем для своего зрителя (ЦА).
  2. Не раздуваем объем.
  3. Главный критерий — интерес.

Рассказать о себе — навык, который складывается из нескольких составляющих:

  1. Опыт: жизненный и творческий.
  2. Эрудиция.
  3. Писательский навык.

— Такие тексты непригодны для коммерции, но кто их пишет — уже не на коммерции. И это, лично для меня, не совпадение, а закономерность.

Как фотографу рассказать о себе: при встрече, на выставке и т. д.

Как представиться, чтобы тебя поняли, — мало чем отличается от выше изложенного (правда если не оратор, то это покажется невыполнимой задачей), с тем лишь отличием, что вводятся, в качестве «защиты от дурака», следующие рекомендации:

  1. Не говорим того, что на душе.
  2. Не раскрываем того, что нам наиболее дорого.

— Небезопасно.

Вместо заключения

Быть понятым, — непростая задача, которую помогут решить копирайтеры, маркетологи и не знаю кто еще. Не знаю — потому что понимаю: навык, который помогает вести интересные и важные разговоры, письменно или устно, — нужный мне навык.

Дополнено 28.03.2020

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: