Традиционно, путь фотографа начинается после ухода из сферы услуг, но фотолюбитель идет не самой оптимальной дорогой:

  1. Прогулочные фотосессии.
  2. Потоковые съемки.
  3. Свадебные проекты.

Плавный переход на маркетинговые рельсы — необходимость, верный способ сбиться с пути — позабыть изначальные порывы, желания, цели. Состояние влюбчивости проходит. Любовь не является из ниоткуда. От ремесла к искусству — становится чем-то нереальным: забытым, неактуальным для своего времени, но знаем ли мы его — время? Нет. Понимаем ли трагедию — обслуживание индустрии, вместо создания повествований светом и тенью? Нет…

Историю пишут победители — на ниве фотографии — производители фототехники. Но, сыто было ранее — совсем недолго; прогулочные фотосессии исключены и потоковые фотосъемки на очереди — не обеспечивают должного уровня обслуживания индустрии, — безрассудного, своевременного, эмоционального потребления ширпотреба…

Свадебные проекты смогут поддерживать новичка на плаву, но год-другой, пока он не поймет — стоимость бряцающих железок — оптимальный старт для менее конкурентных, возможно, более прибыльных сфер бизнеса или своего первого инвестиционного портфеля…

Альтернативы: портрет — наиболее сложный жанр из всех, непригодный для набора опыта, и микростоки, как фотографический Клондайк, отнюдь не будущее, скорее наоборот — сытое и памятное прошлое — источник баек для новичков, которые поверят, что фотографу ни к чему навыки продавца — умение продать все, вплоть до воздуха.

Свободный фотограф — то, к чему нужно стремиться, но отнюдь не то, с чего стоит начинать — написали фотографы старой школы, своим потом и кровью, но молодежь бросила все свои силы на поиски дороги на Эльдорадо…

Набраться опыта — теперь ругательство, работать на дядю — чуть ли не оскорбление; покуда Стрекоза — кумир, не пережить зимы, но если оглянуться, то привычное — познание пути на примере наставника — менее больно и более рентабельно.

preimushhestva-raboty-studijnym-fotografom-001

Преимущества работы студийным фотографом

Мыть посуду более не нужно, если конечно не помогать фуд-фотографу. Бегать за кофе — это бывает. Следить за техникой, настраивать источники света, готовить реквизит — это школа, в которой учишься быстрее, нежели на МК, но категоричное — нет — свело на нет… наиболее результативный образовательный формат — подмастерье…

…фотографы не растят учеников, образ Страдивари и Да Винчи — не признан в фотографии, отсюда утраты, вслед за потерей… наследия, вслед за Школой.

Но…

…еще можно разучиться бегать по граблям.

Остается возможность перенять — часть дохода, немного — познаний, всего-то нужно — а… забыл, немодно — работать на дядю — устроиться работать студийным фотографом. Напишу то, что успел заметить, пригодится кому-то — хорошо, нет — список не велик и от прочтения не устанете.

Примечание:

Для трудоустройства нужно обходить бизнес-проекты и владельцев, которые открыли студию по ошибке — потому-что можно заработать — стороной: они далеки от фотографии; их елки, камины и мотивации — впустую потраченное время. Ищите студии, пускай неприметные, но:

  • которые созданы фотографом под свои нужды,
  • но владелец вынужден брать муниципальные проекты, чтобы не закрыться,
  • ему нужен ученик, который возьмет на себя рутину, а он — займется творчеством,
  • ваши заслуги обеспечат владельца хлебом, его навыки — вашу голову знаниями.

Подобные фотостудии — это мастерские, их настроение пропитано творчеством и если вести себя достойно — не зарываться и не ожидать, что моноблоки запляшут вокруг тебя, то работа будет легка, но главное — появится понимание ремесла, что фотограф — это не про фотографию, и какая бы она ни была — она никому не нужна, если…

Основные преимущества работы студийным фотографом:

  1. Не нужно искать заказы. Клиентская база, прямая реклама, рекомендации, партнеры, тендеры — хорошая фотостудия как пылесос — тянет все без разбору. Сортировкой не занимается — придется снимать много проходного, но за то не нужно впустую тратить время на обучение маркетингу (пока другие берут заказы).
  2. Стабильность. Логичное продолжение (стабильный поток — это причина, по которой вас берут). Отдельное преимущество студий, которые обеспечены разноплановыми, не сезонными проектами — отсутствие формата «частичная занятость» (который никогда лучше не рассматривать), что гарантирует краюху хлеба на завтрашнем столе.
  3. Безопасность. ООО или ИП, договорная система и предоплата, и штатный юрист — в конфликте с авторитетной фотостудией никто не заинтересован (и чтобы не случилось — вы всегда получите свои деньги), и это хорошая возможность, чтобы узнать — «как все устроено».
  4. Только фото. Аренда, график проверок, законодательные правки — этим занят юрист, владелец; ваша задача фиксирована — фотография.
  5. Бесплатное обучение и накопление опыта. Ошибетесь — переделаете, но прежде — узнаете — как надо было сделать изначально. Выполните свою работу — пойдете кое-как помогать владельцу. Заметите что-то новое — спросите, получите ответ — вот вам основа для практики; по-хорошему, внимательная работа поможет понять: как открыть собственную фотостудию, как сделать ее рентабельной; как разграничивать ремесло и основы искусства.
  6. Портфолио. Неиссякаемый источник заказов — это возможность быстро набить руку, собрать портфолио (что самое приятное — еще и заработать на этом).
  7. Официальное трудоустройство. Больничный — здоровье еще пригодится и не нужно «переносить болезнь на ногах». «Белая» зарплата — социальные выплаты, если нужно — банковская «помощь» (всякое бывает). Оплачиваемый отпуск — весьма полезно; на творческой ниве — защита от профессионального выгорания.

Сказали — сделал. Показали — повторил. Научили — отточил.

От студийного фотографа не ждут таланта, его просто научают работать, чтобы зарабатывать, поэтому не нужно ждать от работы студийным фотографом богатств, или взлета до небес — с подобных мыслей начинается падение, — нужно просто ценить то, что имеешь: краюха хлеба и навыки, знания и техника, которые пригодятся позднее — на собственном творческом пути.

preimushhestva-raboty-studijnym-fotografom-002

Вместо заключения

Справедливо заметить, что кроме преимуществ есть и недостатки:

  1. Оплата. Вы получаете процент от сделки, основную прибыль забирает себе владелец, потому-что он несет больше издержек — новички это часто не понимают, не замечают — как оказываются на улице (за то с возможностью прямой оплаты за свою работу :)).
  2. Конвейер. Все, что дано, должно быть выполнено. Запредельная нагрузка — вполне, а отдых не всегда, как итог — «замыленные глаза» и перемешанные, в голове, проекты с которыми работал / работаешь / будешь работать.
  3. Нет слова «нет». Не нравится заказчик или проект — отказаться нельзя.

Перегруженность, штамповка и профессиональное выгорание — отнюдь не пустые слова. Вы не обязаны оставаться подле учителя навсегда. Но вы допустите ошибку, если уйдете раньше, чем переломится ваше Я…

…но этой даты, кроме вас, никто не знает.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: