
Искусство — не для умного вида, а для зоркого сердца.
/2017/
Во время интервью или формальных диалогов, фотографу часто задают вопрос: «Творчество какого автора вас вдохновляет?» Я понимаю, что это шаблон — способ заполнить время, или светская привычка, ставшая правилом — формой обращения к творческому лицу. Но, иногда, если внимательно прочитать большинство интервью, замечаешь, что человек искренне хотел узнать, с помощью сего вопроса: мотивы фотографа, его образ мышления, определенные или малоизвестные моменты биографии, иногда — уникальные навыки. Но задал не тот вопрос и получил обобщенный поток информации…
… очевидно, предсказуемо и обидно: для фотографа, стороннего наблюдателя, но собеседник всем доволен: ковыряется в поисковой выдаче Google или Yandex, находит подробные цифры и другие данные, и успокаивается, как-только найдет «расшифровку» нового, для себя, имени или фамилии, а может — псевдонима. Прискорбно, но многим чужд вкус познания, сладость, великолепие информации, которая имеет практическую направленность. Они выбирают шум; осмысленно лишают себя возможности понять творчество фотографа, его мировоззрение или ощущение и содержание его работ…
… спрашивают, не слышат и обкрадывают себя.
Почему?
Фотограф может заслушиваться произведениями Вивальди или Моцарта, к примеру, но быть далеким от музыки — не быть композитором, не иметь образования и опыта написания своих музыкальных произведений. Он слушает, потому-что нравится, а не потому-что понимает лик пастуха, великолепие и мелодичность стихии; можно интересоваться творчеством Тарантино, или Хичкока, но при этом снимать натюрморты, утренники в детском саду. Вдохновляет…
… но что проку от источника?
- Почитатель станет таким же? Нет.
- Найдет что-то для себя? Возможно.
- Получит порцию прекрасного? Ближе к правде.
Собеседник получает не то, что ищет, или ищет не то, что спрашивает. Образ мышления, или навыки фотографа — вопрос: «А кто твой учитель?» Вот так просто, спрашиваешь, когда нет интереса к новым именам, а есть стремление узнать: как автор воспринимает, развивает свое творчество, как осваивает малоизвестные навыки, как формирует свое мировоззрение, или —что им движет по пути к искусству.
Именно от того — кто учитель, зависит то, что делает фотограф: как стартует и как выбирает натуру и местность, как отбирает сюжеты, и как понимает искусство, как развивается, где его «бьют» и он молчит, а где на укор — всегда дает сдачи.
Именно от того — кто учитель, зависит то, какой дорогой идет фотограф, какие плоды несет.
P. S.
Интервью беднеют, преследуют коммерческий интерес.
Прискорбно.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий