Плотью разум не поймешь.
/2019/

«Непризнанный гений», — что это? Романтизированный образ чудака, шалопая или пророка? Если это стороннее мнение, то возможно это поддевка современника или признание автора из прошлого, объективная оценка его результатов профессиональной деятельности. Но что, если так о себе отзывается сам автор, ныне живущий?

Если он лентяй, с раздутым эго и манией преследования или ненасытностью, и гордо говорит про свою непризнанность, не демонстрируя результатов труда, то ситуация ясна:

Начните фотографировать. Все пройдет. И нужное придет.

— лаконичный ответ, которым быстро заканчивается большинство диалогов в духе «обо всем и ни о чем», поскольку «непризнанность» на пустом месте — чрезмерные ожидания, которые мгновенно «излечиваются» приемом «пилюль»: самоорганизация, труд, возделывание ума, от которых есть только один побочный эффект — понимание ошибочного выбора ремесла, и тут история заканчивается.

Но как быть, если человек кроток, демонстрирует портфолио, ежедневно шагает к мечте, но с ней все никак не встречается? А мечта-то простая: чтобы твои повествования понимали и что требуется взамен давали (рекомендации и деньги, чаще всего). Жаль, не сразу, но понимаешь, что произнося «непризнанный гений», человек использует канцелярит, чтобы быть понятным и скорее получить помощь, но «диагноз» ошибочен:

  • человек осознает, что знает немногое и едва ли достаточное, и потому непрерывно, раз за разом, открывает доступные ему книги, соотносит свои мысли с их содержанием — занимается основами образования;
  • человек признает, что не способен отыскать своего зрителя, но, уже пробовал работать на массового зрителя и может конструктивно обозначить недостатки такого подхода (и на самом-то деле, это очень редкое умение);
  • человек страдает от одиночества, поскольку коллеги не разделяют его взгляд на мир (и творчество — лишь малая часть разногласий), и поэтому не может получить совета, да и в целом — идет на ощупь;

— такой человек привлекает внимание, и дело тут не в вежливости, с которой он обращается, а в терпении и культуре труда, которые он непрестанно возделывает в себе, и в простоте такой редкой мечты: иметь возможность трудиться так, как душа велит.

Изучая путь такого человека, невольно вспоминаешь Егора Полушкина, которому удивлялись все его знавшие, точнее его хроническому невезению, которое вмиг прекратилось, когда было найдено то место, где его талант раскрылся, и… Наконец-то появилось время, чтобы описать, внимательно разобрать объективные причины, из-за которых фотограф может снискать славы чудака, несмотря на всю ценность своего портфолио.

pochemu-mnogie-fotografy-ne-nahodyat-ponimaniya-svoego-tvorchestva-001

Почему творчество фотографа могут не понимать коллеги

Заблуждение. — Фотограф живет не для коллег; покупатель / заказчик, — вот кто нас волнует и кто голосует рублем за наше продвижение, развитие. Нравлюсь ли я коллегам? — есть уйма всего интересного, что достойно нашего внимания, но когда в центр всего этого мы ставим — себя и непременно требуем воскурения фимиама, то… эго пора укрощать, ибо существуют не очень-то понимающие друг друга направления фотографии:

  • коммерческая;
  • документальная;
  • арт;
  • любительская;

— между ними пропасть взаимного непонимания (в том числе — нравственного, культурного и технологического), и самое безобидное:

  • арт- и любитель, документалист и коммерческий фотографы — все они работают ДЛЯ РАЗНОГО зрителя, создают повествования, порой, на диаметрально противоположные темы, противоположной направленности: коммерческий помогает продать «объект» на фото, документалист — создать светописный документ эпохи, любитель — увлекается всем и вся, там поди разбери, что в голове его, арт-фотограф — довольно свободный, в разумных пределах, автор, и может заниматься как подлинным искусством, так и уйти, к сожалению, в области попсы, китча и всего подобного… Чем больше стаж каждого и чем уже специализация отдельно взятых участников группы, тем меньше между ними понимания, взаимной поддержки и общих тем для бесед;
  • технологические разногласия, которые сначала вылились в неприятие цифры, затем — в возрождение аналоговых технологий, отразились на мышлении, миропонимании, и в нюансах трудоустройства; в условиях глобализации: один работает на онлайн-тусовку, другой — на печатные издания, а третий — на галереи, тогда как четвертый — просто, насколько позволяет опыт, оказывает услуги массовому потребителю, и, разумеется — они по-разному понимают жизнь рынка, своего зрителя, суть профессии и саму жизнь, и неудивительно, что чье-то портфолио может остаться без внимания или сам автор — не шалопай — «словит профилактическую оплеуху», просто так, потому что разные…

Еще одна причина, из которой могут вытекать локальные проблемы для любого фотографа — обмирщение искусства, утрата подлинного визуального языка. Страшный суд, Блудный сын и тот же образ Сеятеля, Зерна и Жатвы, — некогда глубинное понимание вечных образов ушло, им на смену пришли штампы времени (мода / тренды) и обязательное условие — их видеть, в сути своей — узнавать; возьмись ты за вечное, подлинно ценное, — встретишь тишину (и это еще не самый худший результат).

Ну и конечно не стоит исключать обычную человеческую неприязнь; если потакать мнению в неком союзе (фотоклубе или какой-то организации), да еще на государственном балансе… то, к сожалению, в нашей стране, инициативных думающих и совестливых не любят (факт) и нет тут секрета в том, что поддержку оказывают со словами:

«Будь как мы и, в случае опасности, мы все тебя выручим.»

— под которыми подразумевается договоренность: «Мы все друг друга выручим, поддержим. Только ты не высовывайся, — не умствуй, чтобы мы на твоем фоне не выглядели жалко.»

Почему творчество фотографа могут не понимать заказчики

Во-первых, потенциальный зритель так же деформировался под гнетом моды, как и коллеги и нет ничего удивительного в том, что малейшие отклонения от «популярного» (ранее понятого из информационного поля) встречают тишину (вспоминаем «studium» и «punctum», которые с легкостью применяет Ролан Барт для исследования природы фотографии).

Во-вторых, зрители, в отличии от коллег, хуже понимают отличия между коммерческими, арт, документальными и любительскими фотографиями, и если к этому еще добавить визуальный шум, создаваемый бесчисленным количеством визажистов, стилистов, ретушеров, то можно с легкостью понять: почему альбомы массового зрителя забиты рекламой тряпочек, макияжа (и полный список составьте сами), и напоминают фрагменты портфолио отдельных авторов, что важно — без подлинных фотографий владельца альбома и почему (если ты предлагаешь иное — отличное от их привычного «рациона») тебя могут обделить вниманием.

Но все это, конечно, можно изложить проще:

  1. Не занимаемся воспитанием вкуса, своего и зрителя, и потому боремся за охваты (ну и за прочие аналогичные «пузомерки»), когда впору мыслить иначе: что, когда и главное — зачем предлагаем.
  2. Не понимаем, что наша задача — не понравится всем, а привлечь внимание того, кто и нам интересен и мы ему.

И чем быстрее фотограф осознает эти 2 проблемы, и решит их, тем скорее наладится жизнь и придет понимание: все это на пользу…

pochemu-mnogie-fotografy-ne-nahodyat-ponimaniya-svoego-tvorchestva-003

Что делать фотографу, если он не находит понимания своего творчества

Прелесть фотографии в том, что работать можно на весь мир и выбирать из огромного списка ту технологию, которая тебе наиболее подходит, а не востребована на локальном рынке или, в твоем понимании, безукоризненна (полистай страницы книг или форумов и ты найдешь уйму полезной информации, которая расширит твой кругозор, и поможет найти учителей, коллег и, как часто бывает, подлинного зрителя, который может жить очень далеко, но быть готовым не только покупать твои фотографии, но и поддерживать твое продвижение на его территории).

Сидеть же сложа руки, ничего не пробуя, оправдываясь, — не понимать слов:

«Мудрец делает то, что он считает нужным; глупец же считает нужным все, что он делает.»

Николай Николаевич Пинигин

Не взрослеть. Не понимать, что настоящее — лучшее время, и туман безвестности — благо и, в определенном понимании, дар: можно экспериментировать и не бояться ошибок, т. к. Никто — хорошая ширма, за которой можно создать что-то ценное, но до определенного момента — сокрытое от посторонних глаз, и подтверждающее слова Винсента:

«…во всяком деле самое главное — его цель, и победа, за которую платишь целой жизнью напряженного труда, дороже, чем та, которую одерживаешь походя.
Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех.»

— Нужно учиться ценить то, что имеешь, и хвататься за любую возможность довести начатое до конца.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: