Из истории искусств, мы знаем: наибольший подъем искусства возможен там, где собраны — в максимальной концентрации — деньги и талантливые люди, как мастера, так и подмастерья (если очень упрощенно, без демагогии и мещанского духа).
Значит ли это, что современному фотографу или художнику, нужно как можно скорее уехать в один из самых крупных городов мира, чтобы состояться?
На мой взгляд, нет.
По мере развития сети Интернет, фотограф получает все больше возможностей, как для труда и образования:
- онлайн-издания (журналы),
- личные веб-сайты,
- социальные сети,
- фотобанки,
- онлайн-аукционы,
- таргетированная реклама,
- платформы онлайн-образования,
- в перспективе — онлайн-выставки.
Так и для личной жизни:
- интернет-магазины,
- курьерская доставка,
- онлайн-кинотеатры,
- и так далее.
На мой взгляд, отныне необязательно жить в огромном городе, чтобы достойно зарабатывать, общаться с интересными коллегами и пользоваться самыми последними технологическими, в профессиональной сфере, решениями.
Да и что, в самом-то деле, дает избыточных размеров город?
Во-первых, «Человейники». Явление, абсолютно чуждое градостроительной семантике, — на Руси, и целиком надуманное, учитывая наши территории и климат. Жизнь «окно в окно», — с вечными ремонтами, круглосуточным гомоном под окнами, разобщенностью и так далее…
Во-вторых, искусственная система ценностей. Права, налоговый вычет, парковочное место — в мегаполисе больше отвлекающих факторов, потворствуя которым, мы становимся частью (в определенном смысле — орудием) давно известного процесса: обезличивание общества.
В-третьих, искусственная жизнь. Понятно, что счастье внутри нас, но когда вокруг — бега (за рублем или лучом солнца), жратва (вместо еды и продуктов питания), праздники (вместо того же отдыха, культурных мероприятий), то простите — это не жизнь!

Как выбрать город для проживания
В этой заметке, мне хотелось бы изложить понимание процесса выбора города, в котором мог бы остановиться творческий человек, на время мимолетной земной жизни. Чтобы видеть — к примеру, закаты и рассветы из окна собственного дома, слышать аромат луговых трав; и смог, если того желает, развивать созерцательность (без которой процесс образования и творчества, в известной степени, затрудняется, а порой и вовсе — останавливается).
На мой взгляд, при выборе города, внимания достойны следующие моменты:
- Люди
- Ремесла
- Здравоохранение
- Климат
- Общественный транспорт
Объясню почему.
Люди
Лицо города — его люди: их интересы, образ жизни и система ценностей; и в первую очередь стоит научиться путешествовать, чтобы научиться обходить вниманием локации для туристов и в идеале — города, которые живут исключительно за счет туристов. По моему мнению, быт туристических городов менее привлекателен для фотографа, по объективным причинам:
- избыточная суета, вокруг ситуационных и коммерчески выгодных гостей (туристов);
- избыточное педалирование традиций, которые на поверку — лубочные;
- избыток визуального мусора, под видом культурного и исторического наследия;
- избыточные, ничем не обоснованные амбиции коренных жителей.
Туристическим городам, в контексте нашей темы, ничуть не уступают студенческие:
- напоминают большой вокзал, где вроде бы и многолюдно, но каждый сам по себе;
- напоминают бизнес, где каждая сторона стремится не упустить свою выгоду;
- напоминают человейники, в которых жизнь кипит вне зависимости от времени суток.
В целом, оба типа городов, прошу понять — которые специализируются на указанных сферах деятельности, не имея ярко выраженных иных источников дохода, менее пригодны для жизни и профессиональной деятельности творческого человека, в виду того, что такие города имеют вид ветвистого дерева — того же дуба, на который слетелись перелетные птицы, «отдохнули» и полетели дальше, оставив после себя разве что помет, да чуть-чуть зернышек…
Говорю так, потому что считаю: хороший генофонд, как все хорошее в этом мире, должен, — в определенном смысле, — созреть; устояться в течении длительного времени.
В остальном, можно принять следующие мысли за чек-лист:
- обращаем внимание на сбалансированные города, в которых жители заняты: в системе здравоохранения и образования, в сфере бизнеса и в области культуры, — так можно и не закиснуть, и найти ответы на большинство возникающих вопросов;
- из музеев, первыми посещаем краеведческие и ищем возможности пообщаться с теми, в чей адрес принято говорить «директор», поскольку по воспитанию этого человека не только безошибочно определяется система ценностей, но и перспективы города;
- не обходим вниманием градообразующие производства: изучаем работников (да и тех, кто курирует торгово-производственные вопросы в данном городе), их семьи и быт — счастливы ли, совестливы ли, и так далее;
- знакомимся с местными культурными деятелями, присматриваемся: чем живут и о чем помышляют, как о самом главном в своей жизни, когда нет власть имущих рядом. И не ленимся изучать местные постановки и культурные фестивали (бесценно);
- стараемся понять доминирующий возраст: если <30, то будет более шумно; если >45 и это не кадровые военные получившие квартиры по распределению, то более спокойно, более размеренно, да и сам портрет людей будет ярко выраженным;
- конечно, обычно порядка больше там, где доминирует возрастное население, но, стоит внимательно изучить отношение местных жителей к закону: как воспринимают, и чем, при необходимости, аргументируют попытки его нарушить;
- не забываем обращать внимание на внутреннее убранство домов, в которых побывали и которые могли видеть, к примеру, на досках объявлений, — жилье многое расскажет, и про своего хозяина, и про смыслы, которые владелец вкладывает в слово «дом».
Со временем, возможно, дополню.
Ремесла
То, как люди зарабатывают хлеб насущный, напрямую формирует как людей, так и город. Как мы уже поняли, студенческие и курортные города — не лучший выбор.
Свое внимание лучше остановить на сбалансированных городах, — которыми, по сути, давно могли бы оказаться все населенные пункты нашей Родины. Ведь все просто:
- не нарушаем баланса между «ремесленниками» и «купцами»,
- не уводим науку на коммерческие рельсы,
- не скатываем здравоохранение на уровень услуг,
- не допускаем исчезновения многообразия ремесел,
- не превращаем чинопочитание в чинопоклонение,
- не поощряем жажду быстрого обогащения,
- не ленимся ценить и осмысливать пользу династий.
По сути, в хорошем городе, в равной степени, есть, как ремесленники, так и торговцы, — т. е. те, кто поможет продать результаты труда, кто наладит поставки продукции в дальние города, страны. Наука будет способствовать технологическому прогрессу, здравоохранению, культуре и не станет кабинетной возней, ради «освоения бюджетных средств». Появятся династии — в основе которых будет стремление оставить после себя замену, помощь граду, а не… передача, путем наследования, чина и сопутствующих привилегий.
<…>
Здравоохранение
К сожалению, здравоохранение в провинциальных городах — известная проблема. Поэтому в первую очередь, если населенный пункт приглянулся, собираем информацию:
- на каком уровне профессионализм местных медицинских работников,
- в каком регионе они обучаются и по каким программам,
- в среднем, какой стаж у местных медицинских работников, и есть ли текучка кадров,
- каково оснащение местных клиник и в решении каких проблем они бессильны,
- есть ли проблемы с финансированием, помогают ли меценаты.
Отдельно хочется сказать про свойственные данной местности заболевания, в виду климата и экологии: всегда важнее не болеть, чем лечиться, поэтому мусоросжигательный, химический, нефтеперерабатывающий комплекс — повод не заглядывать в город совсем (несмотря на всю, пусть и многовековую ценность этого клочка земли).
<…>
Климат
В принципе, всем понятный акцент, внимательно изучая который, можно лучше понять, как и реакцию своего организма не перемену места жительства, так и будущее местности — станет ли она пустыней, при неразумном земледелии или добыче полезных ископаемых, или будет, к примеру, определяющим фактором для развития перспективных ремесел.
Общественный транспорт
По большому счету, речь про транспортную систему в целом:
- состояние дорог,
- состояние парка транспортных средств,
- доступные направления,
- культура вождения,
- и т. д.
От этого зависит не только безопасность перемещения, но и сроки (и стоимость) доставки, — ведь многое, для нашего ремесла (особенно если мы занимаемся традиционной фотографией) будет доставляться из других регионов, а то и стран.
Вместо заключения
«На мой взгляд», — внимательный читатель будет прав, если скажет, что я слишком часто (на данной странице Записной книжки фотографа) напоминал: это только мое мнение… но иначе бы исключалась возможность дискуссии, и как следствие — дальнейшего понимания темы. В моем понимании, настало время, чтобы переехать в город, где есть духовная среда, питающая твое творчество, и где нет человейников, безликих и штампованных сооружений, и бега — ни то за рублем, ни то от собственных корней, которые «почему-то» не устраивают мегаполисы.
Дополнено 14.11.2020
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий