Из истории искусств, мы знаем: наибольший подъем искусства возможен там, где собраны — в максимальной концентрации — деньги и талантливые люди, как мастера, так и подмастерья (если очень упрощенно, без демагогии и мещанского духа).

Значит ли это, что современному фотографу или художнику, нужно как можно скорее уехать в один из самых крупных городов мира, чтобы состояться?

На мой взгляд, нет.

По мере развития сети Интернет, фотограф получает все больше возможностей, как для труда и образования:

  • онлайн-издания (журналы),
  • личные веб-сайты,
  • социальные сети,
  • фотобанки,
  • онлайн-аукционы,
  • таргетированная реклама,
  • платформы онлайн-образования,
  • в перспективе — онлайн-выставки.

Так и для личной жизни:

  • интернет-магазины,
  • курьерская доставка,
  • онлайн-кинотеатры,
  • и так далее.

На мой взгляд, отныне необязательно жить в огромном городе, чтобы достойно зарабатывать, общаться с интересными коллегами и пользоваться самыми последними технологическими, в профессиональной сфере, решениями.

Да и что, в самом-то деле, дает избыточных размеров город?

Во-первых, «Человейники». Явление, абсолютно чуждое градостроительной семантике, — на Руси, и целиком надуманное, учитывая наши территории и климат. Жизнь «окно в окно», — с вечными ремонтами, круглосуточным гомоном под окнами, разобщенностью и так далее…

Во-вторых, искусственная система ценностей. Права, налоговый вычет, парковочное место — в мегаполисе больше отвлекающих факторов, потворствуя которым, мы становимся частью (в определенном смысле — орудием) давно известного процесса: обезличивание общества.

В-третьих, искусственная жизнь. Понятно, что счастье внутри нас, но когда вокруг — бега (за рублем или лучом солнца), жратва (вместо еды и продуктов питания), праздники (вместо того же отдыха, культурных мероприятий), то простите — это не жизнь!

kak-vybrat-gorod-dlya-prozhivaniya

Как выбрать город для проживания

В этой заметке, мне хотелось бы изложить понимание процесса выбора города, в котором мог бы остановиться творческий человек, на время мимолетной земной жизни. Чтобы видеть — к примеру, закаты и рассветы из окна собственного дома, слышать аромат луговых трав; и смог, если того желает, развивать созерцательность (без которой процесс образования и творчества, в известной степени, затрудняется, а порой и вовсе — останавливается).

На мой взгляд, при выборе города, внимания достойны следующие моменты:

  1. Люди
  2. Ремесла
  3. Здравоохранение
  4. Климат
  5. Общественный транспорт

Объясню почему.

Люди

Лицо города — его люди: их интересы, образ жизни и система ценностей; и в первую очередь стоит научиться путешествовать, чтобы научиться обходить вниманием локации для туристов и в идеале — города, которые живут исключительно за счет туристов. По моему мнению, быт туристических городов менее привлекателен для фотографа, по объективным причинам:

  • избыточная суета, вокруг ситуационных и коммерчески выгодных гостей (туристов);
  • избыточное педалирование традиций, которые на поверку — лубочные;
  • избыток визуального мусора, под видом культурного и исторического наследия;
  • избыточные, ничем не обоснованные амбиции коренных жителей.

Туристическим городам, в контексте нашей темы, ничуть не уступают студенческие:

  • напоминают большой вокзал, где вроде бы и многолюдно, но каждый сам по себе;
  • напоминают бизнес, где каждая сторона стремится не упустить свою выгоду;
  • напоминают человейники, в которых жизнь кипит вне зависимости от времени суток.

В целом, оба типа городов, прошу понять — которые специализируются на указанных сферах деятельности, не имея ярко выраженных иных источников дохода, менее пригодны для жизни и профессиональной деятельности творческого человека, в виду того, что такие города имеют вид ветвистого дерева — того же дуба, на который слетелись перелетные птицы, «отдохнули» и полетели дальше, оставив после себя разве что помет, да чуть-чуть зернышек…

Говорю так, потому что считаю: хороший генофонд, как все хорошее в этом мире, должен, — в определенном смысле, — созреть; устояться в течении длительного времени.

В остальном, можно принять следующие мысли за чек-лист:

  • обращаем внимание на сбалансированные города, в которых жители заняты: в системе здравоохранения и образования, в сфере бизнеса и в области культуры, — так можно и не закиснуть, и найти ответы на большинство возникающих вопросов;
  • из музеев, первыми посещаем краеведческие и ищем возможности пообщаться с теми, в чей адрес принято говорить «директор», поскольку по воспитанию этого человека не только безошибочно определяется система ценностей, но и перспективы города;
  • не обходим вниманием градообразующие производства: изучаем работников (да и тех, кто курирует торгово-производственные вопросы в данном городе), их семьи и быт — счастливы ли, совестливы ли, и так далее;
  • знакомимся с местными культурными деятелями, присматриваемся: чем живут и о чем помышляют, как о самом главном в своей жизни, когда нет власть имущих рядом. И не ленимся изучать местные постановки и культурные фестивали (бесценно);
  • стараемся понять доминирующий возраст: если <30, то будет более шумно; если >45 и это не кадровые военные получившие квартиры по распределению, то более спокойно, более размеренно, да и сам портрет людей будет ярко выраженным;
  • конечно, обычно порядка больше там, где доминирует возрастное население, но, стоит внимательно изучить отношение местных жителей к закону: как воспринимают, и чем, при необходимости, аргументируют попытки его нарушить;
  • не забываем обращать внимание на внутреннее убранство домов, в которых побывали и которые могли видеть, к примеру, на досках объявлений, — жилье многое расскажет, и про своего хозяина, и про смыслы, которые владелец вкладывает в слово «дом».

Со временем, возможно, дополню.

Ремесла

То, как люди зарабатывают хлеб насущный, напрямую формирует как людей, так и город. Как мы уже поняли, студенческие и курортные города — не лучший выбор.

Свое внимание лучше остановить на сбалансированных городах, — которыми, по сути, давно могли бы оказаться все населенные пункты нашей Родины. Ведь все просто:

  • не нарушаем баланса между «ремесленниками» и «купцами»,
  • не уводим науку на коммерческие рельсы,
  • не скатываем здравоохранение на уровень услуг,
  • не допускаем исчезновения многообразия ремесел,
  • не превращаем чинопочитание в чинопоклонение,
  • не поощряем жажду быстрого обогащения,
  • не ленимся ценить и осмысливать пользу династий.

По сути, в хорошем городе, в равной степени, есть, как ремесленники, так и торговцы, — т. е. те, кто поможет продать результаты труда, кто наладит поставки продукции в дальние города, страны. Наука будет способствовать технологическому прогрессу, здравоохранению, культуре и не станет кабинетной возней, ради «освоения бюджетных средств». Появятся династии — в основе которых будет стремление оставить после себя замену, помощь граду, а не… передача, путем наследования, чина и сопутствующих привилегий.

<…>

Здравоохранение

К сожалению, здравоохранение в провинциальных городах — известная проблема. Поэтому в первую очередь, если населенный пункт приглянулся, собираем информацию:

  • на каком уровне профессионализм местных медицинских работников,
  • в каком регионе они обучаются и по каким программам,
  • в среднем, какой стаж у местных медицинских работников, и есть ли текучка кадров,
  • каково оснащение местных клиник и в решении каких проблем они бессильны,
  • есть ли проблемы с финансированием, помогают ли меценаты.

Отдельно хочется сказать про свойственные данной местности заболевания, в виду климата и экологии: всегда важнее не болеть, чем лечиться, поэтому мусоросжигательный, химический, нефтеперерабатывающий комплекс — повод не заглядывать в город совсем (несмотря на всю, пусть и многовековую ценность этого клочка земли).

<…>

Климат

В принципе, всем понятный акцент, внимательно изучая который, можно лучше понять, как и реакцию своего организма не перемену места жительства, так и будущее местности — станет ли она пустыней, при неразумном земледелии или добыче полезных ископаемых, или будет, к примеру, определяющим фактором для развития перспективных ремесел.

Общественный транспорт

По большому счету, речь про транспортную систему в целом:

  • состояние дорог,
  • состояние парка транспортных средств,
  • доступные направления,
  • культура вождения,
  • и т. д.

От этого зависит не только безопасность перемещения, но и сроки (и стоимость) доставки, — ведь многое, для нашего ремесла (особенно если мы занимаемся традиционной фотографией) будет доставляться из других регионов, а то и стран.

Вместо заключения

«На мой взгляд», — внимательный читатель будет прав, если скажет, что я слишком часто (на данной странице Записной книжки фотографа) напоминал: это только мое мнение… но иначе бы исключалась возможность дискуссии, и как следствие — дальнейшего понимания темы. В моем понимании, настало время, чтобы переехать в город, где есть духовная среда, питающая твое творчество, и где нет человейников, безликих и штампованных сооружений, и бега — ни то за рублем, ни то от собственных корней, которые «почему-то» не устраивают мегаполисы.

Дополнено 14.11.2020

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: