kak-razgovarivat-s-fotografom-kogda-nedovolen-kolichestvom-itogovyx-fotografij

Да какого… !

Недовольство количеством фотографий, со стороны заказчика, — давняя проблема, которую знает любой фотограф. Но как вести себя клиенту, как подбирать слова и как контролировать эмоции, чтобы не оскорбить ремесленника и не получить отказ, — известно немногим. Текст ниже — фрагмент одной из предварительных встреч, диалог, в ходе которого мы затронули и решили проблему количества фотографий.

— … «Кто платит, тот и музыку заказывает».

— Простите, вы о чем?

— Да так, поговорка вспомнилась. Вы знаете о ней?

— Конечно, вот только с ней все не так просто. И приписать ее к фотографии — трудно, хотя и отучить от ее использования нелегко…

— Попробуйте. У нас есть минута-другая, пока варят кофе.

— Хорошо. «Кто платит…» — красивая фраза, но актуальна она для ниши, где автору платят не ценители мастерства, а жулики и воры, которым нравится, когда им прислуживают, потакают, когда пляшут перед «заказчиком», но они заблуждаются, считая что их обслуживают, ведь, на самом деле, слуги они — авторы служат деньгам, свои интересам: накормят ли, напоят ли, на жизнь дадут ли… это уличные правила, законы выживания.

— А кто он, деньги дающий, никому не интересно. Вы к этому ведете?

— Да. «Рука с деньгами без лица.» — так говорят за кулисами прокуренных помещений. Но не стоит смотреть на музыку, ведь мы трактуем поговорку буквально, как на уличное явление. В своем многообразии, она, рано или поздно, уводит человека с улицы, научает ремеслу. Былые привычки уходят в прошлое, автор забывает старую нишу и узнает о другой — разумной, без корысти и лицемерия, где само творчество чище и тянет заказчика вверх, а не развлекает.

— И поговорка утрачивает силу?

— Думаю ее просто не вспоминают. Оплата творчества хорошего автора многоуровневая. Чтоб не уходить от музыки, напомню: композиции большинства авторов можно слушать онлайн, и не сетовать на качество, ибо стоимость мизерная, но если хочешь лучше — покупай диск или виниловую пластинку, и помни, что будет существенно дороже, и гораздо большие деньги ты отдашь, если захочешь живое исполнение, причем не только в рамках концертного зала, а для себя, в условиях компании или семейного торжества.

— Все пропорционально: стоимость и качество, количество и возможности.

— И держится на уважении. В его отсутствии сокрыта проблема поговорки «Кто платит…». На концертах, если мы продолжаем говорить о музыке, автор исполняет произведения из своего репертуара, причем выборочно, согласно заявленной программе: количество композиций и их последовательность, готовность исполнить на бис. И это нельзя перекладывать на плечи того, кто платит деньги…

— Очевидный вопрос… почему?

— Хорошего мастера выбирают по итоговому «продукту», а не по ценнику. Верно?

— Да.

— Сила искусства, ценность произведения искусства определяется тем, к каким действиям оно подталкивает человека. Хороший автор помнит о своем творчестве, его влиянии на других, не знакомых ему людей, которым легко навредить, достаточно исполнить незавершенную песню или ту, которая опускает глаза человека вниз, разжигает в нем страсть потребления.

— Вспоминается вино…

— Да?

— Многие виноделы, чтобы не испортить марку, сохранить имя, уничтожают плохой виноград и не видят в этом ничего постыдного, наоборот — открыто заявляют. Думаю в этом есть что-то и от нашего разговора…

— Конечно. Производителям нужны деньги, а их клиентам — качественное вино. Но уважение — не ублажение, имя которому — лицемерие, а понимание взаимосвязи прав и обязанностей, причем доминирования второго над первым…

— А подробнее?

— Свобода человека не в потреблении, а во взаимоуважении, которое и гарантирует заказчику качественный продукт, а не привычный продукт + посредственность. Правила устанавливает автор и это нормально, точнее — правильно, потому-что он гарантирует заказчику, если речь о фотографии, конечный продукт, по подобию своего портфолио, а клиент обязан соразмерно и своевременно оплатить его труд. Оплата — благодарность за проделанную работу.

— Прям как у Данте: «Художник должен провести человека из Ада в Рай».

— Согласен, это лучше, чем тянуть «воз»… как лебедь, щука и рак.

— Верно! Позвольте тогда извиниться за начало встречи, попросить вас сделать 5 фотографий, вместо 3. Понимаю, что потребуется больше времени на подготовку, фотосъемку и обработку. Готова повысить базовую стоимость, пропорционально возросшим затратам.

— Сделаем 5. Только давайте внимательно обсудим содержание дополнительных фотографий.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: