Пересматриваю домашнюю коллекцию кинофильмов (которые собраны за 15 осмысленных и непростых лет: взросление, выбор жизненного пути, поиски истины, понимание роли правды и ремесла), многие записи (на оптических дисках) утратили свою актуальность — отправил в урну, без сожалений.
Большинство выброшенных копий — временные киноленты, которые нравились, пока годы и ценности были схожи, но стал старше — понял, что передо мной «фантики времени».
Все больше обращаю внимание на кинофильмы, которые несут в себе доброе, чистое, вечное: истории сильных духом людей, национальный колорит, житейская мудрость — настоящие, не оторванные от реальности судьбы, — произведения искусства, которые остались вне времени — таких фильмов немного, но именно они развивают внимательность портретиста, помогают обратить внимание на общечеловеческие ценности, изучение которых, может стать отличным занятием на выходной день (если приболел или за окном — непогода).
…
Примечание:
Фильмы разделяю на отечественные и зарубежные, все-таки разница существенна (и поэтому Записная книжка фотографа пополняется сразу на 2 заметки), — отслеживайте обновления.
Отечественные кинофильмы, которые стоит посмотреть фотографу на выходных
Иван Грозный. Без централизации власти, нет государства. Без нравственной основы — меры и истинности правления. Иоанн Васильевич — вошедший в историю под именем Грозный —и его эпоха, противоречивая, но основополагающая для всего последующего развития Руси, в народной памяти навсегда, равно как и кинолента Сергея Эйзенштейна.
Летят журавли. Без жалости, война вторгается в человеческие судьбы: проверяет и духовно, и физически, ничуть не сдерживая своих порывов. Как и в этом фильме, где двое влюбленных с непреходящей болью понимают: война разлучила их навсегда… Летят журавли, а значит еще, снова и снова, жизнь торжествует над смертью, но осознаем ли мы цену? И благодарим ли?
Алешкина любовь. Без обнимашек-целовашек и серенад под окном, без помрачения рассудка, всепоглощающей похоти и материальных глупостей — фильм про любящее сердце, которое в себе не имеет изъяна, способное вынести нападки окружающих: ослепленных, закабаленных, поглощенных предрассудками.
Когда деревья были большими. Без работы, без совести и без семьи — можно жить, вот стоит ли так жить? — иной вопрос. Но фильм помогает найти ответ, через главного героя, которому знакомы пьянки, дисциплинарные меры и ложь… за покаянием следует прощение, — истина, которую, через доступные образы, зрителю открыли люди, которые были большими!
Отец солдата. Без войны жизнь куда лучше, — ведь она противоестественна и проистекает из неумения беречь все живое и нежелания ценить труд, и уважать опыт старшего поколения, — фильм-притча, который напоминает: труд виноградаря, как и хлебопашца — священен; война не знает цены труду и его плодам, — это должен уяснить каждый.
Судьба человека. Без масштабных сражений и громких заявлений, но про войну, — как самое безнравственное и, к сожалению, регулярное действие, которым занят человек. Про человека, «маленького человека» из народа, который прошел страшные испытания, — все мы читали, в школьные годы, книгу, но Сергей Бондарчук великолепно перенес книжный образ на экран.
Председатель. Без труда, человека развращает нужда и безделье — это понял Егор Трубников и взялся за восстановление разоренного (после войны) колхоза, чтобы наладить жизнь уголка родной земли — деревни, в которой он вырос, где живут близкие ему люди — он не побоялся ответственности за их жизни и за колхозные дела, которые отнюдь не легче военных…
Андрей Рублев. Без кистей, ползания по лесам — про художника, который не прислушивался ко времени, чтобы писать по вдохновению — напоминать человеку, что человек он, а зло еще долго будет вокруг, — всегда будет, — нужно слушать совесть, искать ответы на извечные, по сути своей — главные вопросы жизни: зачем живем, что будет после этой жизни…
Мольба. Без выбора свободной воли, невозможно освобождение, — в фильме рассказывается о двух горцах, которые идут против родоплеменных обычаев в попытке пресечь поток зла, — фильм-притча, о поле выбора, о последствиях выбора, о цене выбора и о том, что мы всегда и во всем должны следовать за Богом, чего бы это не стоило.
Комиссар. Без приторного изображения гражданской войны, свойственного нашей культуре и без попытки оправдать предел безнравственности: когда брат идет на брата, женщина, вместо воспитания детей — учиться убивать… перманентное желание владеть и разрушать, которым строится новый мир, — если все время убивать, ради нового мира, то кто в нем будет жить?
Укрощение огня. Без мечты, даже будучи сытым и одетым, внутри человека — темнота, и нет ничего страшнее духовного банкротства — в этом плане, Сергей Королев, точнее его жизнь, в стремлении к мечте — освоение космоса, — представляет интерес: для всех поколений, и для всех, кого интересует путь созидания.
Калина красная. Без духовного противоборства, без понимания заблудившегося человека, над которым общество надменно произносит — уголовник, — рубленные избы, лавочки, паромы, частокол — всего лишь описание русской глубинки, но благодаря образу человека, который, в самый трудный момент, осознал, что потерял связь со своими корнями — народная баллада!
В бой идут одни «старики». Без песен на войне не выжить, равно как и без юмора, без любви, без подлинной дружбы… «Будем жить!» — не все вернулись из боя, но все живут внутри нас, в наших Сердцах, которые сильнее Памяти, которая вновь и вновь не понимает, что «созидает только любовь, тогда как ненависть — всегда разрушает!»
Премия. Без совести нет человека, хотя и голос ее звучит во всех по-разному. Кто-то с детства к ней прислушивается, непрестанно ее настраивает… Впрочем, настраивают все, только один ко злу, другой — к добру. В том-то и отличие. Один стремится «замолчать проблему», сказать угодное тому, от кого зависит, а кто-то — не угодничает, а служит, в том-то и «проблема».
Старший сын. Без внимания голосу совести, озлобленный студент, босяк и фаталист, входит в чужой дом обманом, но спустя несколько часов понимает: что не в наивности дело — чистота представлений Сарафанова не допускает шутовства над отцовством, любовью — жалости тут нет, отец могуч в своем умении всех любить. Трагикомедия (в божественном смысле).
Вкус хлеба. Без умения признавать ошибки, без осознания значения первой борозды, можно с удивлением обнаружить, что природа живет по своим законам, которые не чета нашим, — их, если хотим, чтобы природа нас кормила, поила и одевала, нужно знать и соблюдать, — фильм про целинников, которые понимали суть пословицы — хлеб всему голова. (поймем ли мы?)
Сталкер. Без путешествия внутрь себя, не ужаснешься: чем живешь, насколько ты бездарный, по роду деятельности, человек, насколько ничтожны твои желания. Фильм-притча, о любви, в которой смысл жизни; которая и есть то самое чудо, которое способно противостоять любому сухому теоретизированию и безнадежности мира, неверию, опустошенности и цинизму.
Главный конструктор. Без мотоциклетных групп, погонь и перестрелок — «дизайна» и «шоу» современных повествований про легендарный Т-34. Фильм про Михаила Кошкина и про танк «Т-34», по мотивам книги Якова Резника «Сотворение брони», про молодых конструкторов и, что самое важное, про их умение не бояться трудностей, при решении сложных задач.
Инспектор ГАИ. Без закона нет цивилизации, общества. Но как добиться исполнения закона в обществе? В обществе, в котором созданы все условия, чтобы «прогнуть под себя» законы, да и вообще все и всех? Ответ в маленьких людях. Да, негибкого ума, но небывалой стойкости, а еще — живущих, а не проживающих свой век.
Чучело. Без равнодушия, — фильм обрушивается на проблему, именуемую в быту, — детская жестокость, игра во всевластие, в духовном плане — гидра коллектива, безнравственная и еле заметная правда — интересы коллектива превыше всего, и обращает внимание на решение — добро, сила которого внутри себя, в умении победить тем, что добро остается добром, всегда.
Холодное лето пятьдесят третьего. Без благодарности, доброго отношения со стороны людей, но встать на защиту тех, кто оказался в опасности, — на такое способен мужчина, который не лишен сострадания и мужества; мужчина, который не отдал воспитание человеческой души в руки государственной машины. (Принят неравный бой; одержана победа, но какой ценой…)
Остров. Без смирения, не существует истинного служения. Без видения себя и плача о грехах, — истинных духовных даров. Фильм исконно русский (и не потому что покосившиеся срубы, сажа и холод, а потому что повествование очищено от всего лишнего). В нем все наше: боль в глазах, огонь в сердцах, — как свидетельство вечной брани, о которой говорил Достоевский.
12. Без равнодушия, спешки и привычки увидать, осудить, потрындеть, махнуть, покурить — забыть, — традиционное решение, для всего и на каждый день, трудно жить, но порой надо и порой — невозможно иначе, когда от тебя зависит судьба другого человека (фильм — и вызов общественному коматозу, и вызов безразличию, но главное — призыв думать, по мере сил).
Приятного просмотра.
Ваш,
Андрей Бондарь
Добавить комментарий