Пересматриваю домашнюю коллекцию кинофильмов (которые собраны за 15 осмысленных и непростых лет: взросление, выбор жизненного пути, поиски истины, понимание роли правды и ремесла), многие записи (на оптических дисках) утратили свою актуальность — отправил в урну, без сожалений.

Большинство выброшенных копий — временные киноленты, которые нравились, пока годы и ценности были схожи, но стал старше — понял, что передо мной «фантики времени».

Все больше обращаю внимание на кинофильмы, которые несут в себе доброе, чистое, вечное: истории сильных духом людей, национальный колорит, житейская мудрость — настоящие, не оторванные от реальности судьбы, — произведения искусства, которые остались вне времени — таких фильмов немного, но именно они развивают внимательность портретиста, помогают обратить внимание на общечеловеческие ценности, изучение которых, может стать отличным занятием на выходной день (если приболел или за окном — непогода).

Примечание:

Фильмы разделяю на отечественные и зарубежные, все-таки разница существенна (и поэтому Записная книжка фотографа пополняется сразу на 2 заметки), — отслеживайте обновления.

kinofilmy-kotorye-stoit-posmotret-fotografu-na-vyxodnyx-klassika-otechestvennogo-kino

Отечественные кинофильмы, которые стоит посмотреть фотографу на выходных

Иван Грозный. Без централизации власти, нет государства. Без нравственной основы — меры и истинности правления. Иоанн Васильевич — вошедший в историю под именем Грозный —и его эпоха, противоречивая, но основополагающая для всего последующего развития Руси, в народной памяти навсегда, равно как и кинолента Сергея Эйзенштейна.

Летят журавли. Без жалости, война вторгается в человеческие судьбы: проверяет и духовно, и физически, ничуть не сдерживая своих порывов. Как и в этом фильме, где двое влюбленных с непреходящей болью понимают: война разлучила их навсегда… Летят журавли, а значит еще, снова и снова, жизнь торжествует над смертью, но осознаем ли мы цену? И благодарим ли?

Алешкина любовь. Без обнимашек-целовашек и серенад под окном, без помрачения рассудка, всепоглощающей похоти и материальных глупостей — фильм про любящее сердце, которое в себе не имеет изъяна, способное вынести нападки окружающих: ослепленных, закабаленных, поглощенных предрассудками.

Когда деревья были большими. Без работы, без совести и без семьи — можно жить, вот стоит ли так жить? — иной вопрос. Но фильм помогает найти ответ, через главного героя, которому знакомы пьянки, дисциплинарные меры и ложь… за покаянием следует прощение, — истина, которую, через доступные образы, зрителю открыли люди, которые были большими!

Отец солдата. Без войны жизнь куда лучше, — ведь она противоестественна и проистекает из неумения беречь все живое и нежелания ценить труд, и уважать опыт старшего поколения, — фильм-притча, который напоминает: труд виноградаря, как и хлебопашца — священен; война не знает цены труду и его плодам, — это должен уяснить каждый.

Судьба человека. Без масштабных сражений и громких заявлений, но про войну, — как самое безнравственное и, к сожалению, регулярное действие, которым занят человек. Про человека, «маленького человека» из народа, который прошел страшные испытания, — все мы читали, в школьные годы, книгу, но Сергей Бондарчук великолепно перенес книжный образ на экран.

Председатель. Без труда, человека развращает нужда и безделье — это понял Егор Трубников и взялся за восстановление разоренного (после войны) колхоза, чтобы наладить жизнь уголка родной земли — деревни, в которой он вырос, где живут близкие ему люди — он не побоялся ответственности за их жизни и за колхозные дела, которые отнюдь не легче военных…

Андрей Рублев. Без кистей, ползания по лесам — про художника, который не прислушивался ко времени, чтобы писать по вдохновению — напоминать человеку, что человек он, а зло еще долго будет вокруг, — всегда будет, — нужно слушать совесть, искать ответы на извечные, по сути своей — главные вопросы жизни: зачем живем, что будет после этой жизни…

Мольба. Без выбора свободной воли, невозможно освобождение, — в фильме рассказывается о двух горцах, которые идут против родоплеменных обычаев в попытке пресечь поток зла, — фильм-притча, о поле выбора, о последствиях выбора, о цене выбора и о том, что мы всегда и во всем должны следовать за Богом, чего бы это не стоило.

Комиссар. Без приторного изображения гражданской войны, свойственного нашей культуре и без попытки оправдать предел безнравственности: когда брат идет на брата, женщина, вместо воспитания детей — учиться убивать… перманентное желание владеть и разрушать, которым строится новый мир, — если все время убивать, ради нового мира, то кто в нем будет жить?

Укрощение огня. Без мечты, даже будучи сытым и одетым, внутри человека — темнота, и нет ничего страшнее духовного банкротства — в этом плане, Сергей Королев, точнее его жизнь, в стремлении к мечте — освоение космоса, — представляет интерес: для всех поколений, и для всех, кого интересует путь созидания.

Калина красная. Без духовного противоборства, без понимания заблудившегося человека, над которым общество надменно произносит — уголовник, — рубленные избы, лавочки, паромы, частокол — всего лишь описание русской глубинки, но благодаря образу человека, который, в самый трудный момент, осознал, что потерял связь со своими корнями — народная баллада!

В бой идут одни «старики». Без песен на войне не выжить, равно как и без юмора, без любви, без подлинной дружбы… «Будем жить!» — не все вернулись из боя, но все живут внутри нас, в наших Сердцах, которые сильнее Памяти, которая вновь и вновь не понимает, что «созидает только любовь, тогда как ненависть — всегда разрушает!»

Старший сын. Без внимания голосу совести, озлобленный студент, босяк и фаталист, входит в чужой дом обманом, но спустя несколько часов понимает: что не в наивности дело — чистота представлений Сарафанова не допускает шутовства над отцовством, любовью — жалости тут нет, отец могуч в своем умении всех любить. Трагикомедия (в божественном смысле).

Вкус хлеба. Без умения признавать ошибки, без осознания значения первой борозды, можно с удивлением обнаружить, что природа живет по своим законам, которые не чета нашим, — их, если хотим, чтобы природа нас кормила, поила и одевала, нужно знать и соблюдать, — фильм про целинников, которые понимали суть пословицы — хлеб всему голова. (поймем ли мы?)

Сталкер. Без путешествия внутрь себя, не ужаснешься: чем живешь, насколько ты бездарный, по роду деятельности, человек, насколько ничтожны твои желания. Фильм-притча, о любви, в которой смысл жизни; которая и есть то самое чудо, которое способно противостоять любому сухому теоретизированию и безнадежности мира, неверию, опустошенности и цинизму.

Главный конструктор. Без мотоциклетных групп, погонь и перестрелок — «дизайна» и «шоу» современных повествований про легендарный Т-34. Фильм про Михаила Кошкина и про танк «Т-34», по мотивам книги Якова Резника «Сотворение брони», про молодых конструкторов и, что самое важное, про их умение не бояться трудностей, при решении сложных задач.

Чучело. Без равнодушия, — фильм обрушивается на проблему, именуемую в быту, — детская жестокость, игра во всевластие, в духовном плане — гидра коллектива, безнравственная и еле заметная правда — интересы коллектива превыше всего, и обращает внимание на решение — добро, сила которого внутри себя, в умении победить тем, что добро остается добром, всегда.

Холодное лето пятьдесят третьего. Без благодарности, доброго отношения со стороны людей, но встать на защиту тех, кто оказался в опасности, — на такое способен мужчина, который не лишен сострадания и мужества; мужчина, который не отдал воспитание человеческой души в руки государственной машины. (Принят неравный бой; одержана победа, но какой ценой…)

Остров. Без смирения, не существует истинного служения. Без видения себя и плача о грехах, — истинных духовных даров. Фильм исконно русский (и не потому что покосившиеся срубы, сажа и холод, а потому что повествование очищено от всего лишнего). В нем все наше: боль в глазах, огонь в сердцах, — как свидетельство вечной брани, о которой говорил Достоевский.

12. Без равнодушия, спешки и привычки увидать, осудить, потрындеть, махнуть, покурить — забыть, — традиционное решение, для всего и на каждый день, трудно жить, но порой надо и порой — невозможно иначе, когда от тебя зависит судьба другого человека (фильм — и вызов общественному коматозу, и вызов безразличию, но главное — призыв думать, по мере сил).

Приятного просмотра.

Ваш,
Андрей Бондарь

Рекомендую к прочтению: