kak-mozhno-postupat-so-znaniyami

— Почему вы со мной возитесь?

— Надеюсь, что все сказанное поможет тебе и что потраченное время принесет плоды, тебе, не мне, конечно.

/Из диалога на Творческой кухне./

Подлинные учителя не только помогают освоить ремесло, но и понять смысл знаний: их назначение, наше к ним отношение и свою роль во всем круговороте человеческой жизни. Я с удивлением обнаружил, что чем активнее ты делишься наработками, мыслями и цитатами, — не используя форматы самодурства, — тем больше источников знаний открывается тебе. Кто-то в благодарность поделился книгой, а кто-то, в ответ на твою открытость (прямолинейность и человечность), пригласил в свою мастерскую, в круг единомышленников, и подсказал пару-тройку нюансов работы со светом, которые ты ранее не замечал, а кто-то («вгрызаясь» в тему, которую ты затронул на странице Записной книжки) помогает изучить ее досконально, — как бы намекая: «Эй, друг, там еще пару строк не хватает! Будет время — обнови заметку… оно в принципе не обязательно, но если кому-то пригодится, то почему бы нет?»

Находишь, применяешь, передаешь, — простая последовательность действий, на которую (не без этого, к сожалению) кто-то может заметить: «Зачем растить себе конкурентов?» Хочется в таких ситуациях рассмеяться, но зачастую только вздыхаешь и произносишь:

«Вспомни себя: как радовался, когда кто-то привел тебя в мастерскую, познакомил с представителем старой школы и помог взглянуть на свои работы, узнать список действительно нужной литературы, увидеть полноценный фотопроцесс, и узнать, что скрывается за маркетинг-оберткой ремесла, на чем все стоит, куда движется и как занять во всей этой системе достойное, по истинно человеческому пониманию, место. Вспомнил? Так вот, если перед тобой открыли дверь, то не нужно ее закрывать перед другим, придержи, а там вдруг кто-то тоже научится, и не стоит его бояться, ведь он изначально идет за тобой, а значит изучает то, что ты уже давно применил, и это значит, что ты работаешь над иным, о чем он еще не задумывался (на шаг впереди).»

Конечно, если позволяет ситуация, то делаешь оговорку: поделиться можно многим, но почти исчерпывающего ответа не достичь, по крайней мере мне не удавалось, — все дело в том, что трудно изложить мысли по открытому для тебя вопросу; нужно время, чтобы знание стало опытом, опыт — навыком, и все это — вновь знанием, которое можно передать; и в контексте этого, примечательно изречение Михаила Нестерова:

«Я смотрю на все спокойней только потому, что опытом всей жизни знаю, как трудно, как много надо положить таланта, настойчивости, труда для того, чтобы быть тем, чем стали все эти господа. Они дали все, что могли дать и едва ли что утаили от нас. Спасибо им за это, как и всем, кто не зарыл своих даров в землю…»

И, конечно же, утверждение Сергея Аверинцева:

«В разговоре неважно, кто сказал слово: у любого творца слишком много сотворцов — прежде всего, разумеется, его Бог, затем мудрецы былых времен, из сокровищницы которых он может невозбранно черпать, не страшась упрека в плагиате, и, наконец, вся народная общность, включенная в ситуацию разговора. Важно другое — что слово вообще было сказано, вошло в состав разговора и зажило в нем, беспрерывно меняясь в зависимости от его перипетий.»

Которые подводят к пониманию изречения Игнатия Брянчанинова:

«Правильное понятие о вещественном имуществе доставляется Евангелием; когда же оно доставится, тогда разум человеческий невольно сознает всю правильность его. Земное имущество не есть наша собственность, как ошибочно думают никогда не думавшие об этом предмете: иначе оно всегда было бы и навсегда пребывало бы нашим. Оно переходит из рук в руки и тем само о себе свидетельствует, что дается лишь на поддержание. Богу принадлежит имущество; человек бывает только срочным распорядителем имущества. Верный распорядитель с точностию исполняет волю доверившего ему распоряжение. И мы, управляя врученным на срок вещественным достоянием, потщимся управлять им по воле Божией.»

Все так.

Мы должны быть проще. Мы обязаны быть людьми.

Вместо заключения

Прежде чем делиться, необходимо научиться правильно обращаться со знаниями. Что имею в виду под «правильно»? Чувство меры, избирательность. Большинство проблем проистекает, с непреходящим постоянством, от переизбытка знаний, от скатывания до поглощения инфо… и в том числе информационного шума, и от неосознанного производства оного.

Не нужно уподобляться пылесосу — тянуть все без разбору (а на выходе поставлять известно что) и если знание не касается световых схем, то нужно много-много подумать: а нужно ли от текста перебегать к видео, ведь мозг слабеет без текста, особенно если подачу сопровождают: слова паразиты, дефекты речи и в этой проблеме легко убедиться, если записать свою речь — любое высказывание по известной тебе теме, — и затем перевести все это в текст… Зачастую человек убеждается, что работая над текстом, он кристаллизует мысль, но, прибегая к бла-бла на камеру, он транслирует мысленный поток, а это, как говорится, две большие разницы…

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: