В копилке начинающего фотографа много советов: как выбирать технику, как ей пользоваться и как обслуживать; как работать с моделью, композицией, эмоциями и светом; как заработать, как потратить заработанное и как, в самом то деле, стать фотографом.
Всех наставлений мира сего я не получал, да и не думаю, что в этом есть смысл, потому-что в одной из бесед, которая состоялась в 2013 году, я запомнил простой вопрос — «Зачем?». Став советом, универсальным лакмусом творческой, и не только, жизни, «зачем» помог много раз и в этой заметке я хочу пояснить — как им пользоваться.
Зачем
Зачем — с какой целью, для чего. Совет помогает человеку делать работу осмысленно, а там где смысл — всегда достижение. Большего, как мне думается, и не надо.
В качестве примеров:
- Зачем писать преподавателю. Попросить критики или совета — неплохо, только зачем свою биографию писать: в какой семье родился, когда впервые напился и как на Верке женился. Зачем ищешь — кому выговориться, когда впору слушать.
- Зачем ему читать твое письмо. Что толку от еще одной биографии, презентации себя в обход проблемы и особенностей творчества. Чем помочь тому, кто пишет в письмах о себе и для себя, без осознания проблемы. Зачем «зерна» сеять, когда почва неготова.
- Зачем участвовать в конкурсах. Узнать лучшего, осознать разницу в мастерстве и свои ошибки — неплохо. Познать себя, переродиться в творчестве, как то семя: умереть для мира сего, но возродиться для жизни вечной — тоже неплохо, но медали — зачем? От медалей в голове больше не станет.
- Зачем заказчику твоя фотография. Чтобы за него подумать и себя укрепить, подтянуть портфолио — витрину, уточнить портрет целевой аудитории, не ошибиться в формате, количестве, сроках и стоимости — неплохо, следствие «зачем».
- Зачем открывать свою фотостудию. Свой угол и «независимость» — неплохо, только в условиях нашей системы студии не приносят денег, а пожирают их. Потоковые съемки помогут держаться на плаву, но вовремя спроси себя, будучи новичком, — зачем?
- Зачем просить модель закрыть глаза. Уильям Мортенсен пояснил: «С изобразительной точки зрения великую мысль практически невозможно отличить от физической боли, поэтому под фотографией частенько требуется подпись, поясняющая, погружена ли модель в великие думы или страдает от мигрени».
- Зачем искать похвалы, одобрения критика. Хорошие преподаватели не терпят лентяев, часто ругают, постоянно придираются. Другое дело — поклонники, критики времени и просто «хорошие» незнакомцы, которые одобряют и жалеют. Найти бы их… зачем?
- Зачем искать славы и внимания в соцмедиа. Сидеть допоздна в интернете, смотреть на счетчики лайков и шеров, упускать время, которое можно потратить на съемку, отдых или обучение, вдохновение. Зачем… когда важнее создать и продать.
- Зачем искать новое, когда не познал вечное. Не учиться у предшественников, клеймом портить классические и народные произведения, не признавать достижений культуры, науки, возвышать собственное Я — лишать дом фундамента. Зачем?
- Зачем менять что-то в процессе фотосъемки. Правки содержания — неплохо, купить и арендовать реквизит, чтобы заполнить кадр — тоже неплохо, когда понимаешь зачем в кадре тот или иной предмет, как изменится замысел, понимание фотографии зрителем.
- Зачем слепо копировать чужие источники вдохновения. Уповать на тренды — впустую тратить время, потому-что подражание гарантирует отставание от лидеров, мастеров и вкусов завтрашнего дня. Зачем — фильтр: пропустил через него идею, взял ценное, на досуге придал огранке и … остался собой, а не чьей-то копией.
- Зачем делать акцент на упаковке, когда еще нет продукта. Что первое попадает в урну, продукт или упаковка? Зачем думать о второстепенном, когда первоочередного нет на руках…
- Зачем прикрывать чужой терминологией собственную глупость. Поддержать разговор — неплохо, умничать — невоспитанно, хамить, сыпать терминологией, не понимая, в чем ее роль… зачем? Белый халат и латынь — не показатель знаний и мастерства.
- Зачем раздевать девушку или мужчину, если не раскрыл их душу. Показать кучу мышц и лишить ее мысли — не раскрыть человека и не показать природу, а поставить акцент на внешности, умышленно лишить фотографию содержания, ценности. Зачем?
- Зачем искать клиента и не замечать заказчика, своего зрителя. Количество не перейдет в качество, сколько не жди. Для роста необходим свой зритель, но чтобы найти его — нужно время. Хороший заказчик — возможности, плохой клиент — ограничения.
- Зачем все делегировать. Взять в команду ретушера — хорошо. Стилиста, флориста — полезно. Менеджера и маркетолога — почему бы и нет? Но станет ли новичок умнее, если за него все будут решать другие люди? Основа выживания — баланс и разум…
P. S.
Зачем — хороший фильтр, через который можно пропускать свои идеи, мысли и цели, чтобы вовремя замечать ошибки и вносить правки. «Зачем» помогает найти свою дорогу в ремесле, избавиться от коллективного мышления, сэкономить наш самый ценный ресурс — время.
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий