pro-fotokompoziciyu
Photo by Filip Mroz on Unsplash

Среди множества книг, по основам фотокомпозиции наиболее ценны классические издания и не потому-что старина, причина иная — упорядоченная система, принадлежность которой не скрывали (язык фотографии), чего не сказать про новые издания и семинары, на которых еще робко, но, осмысленно культивируется понимание фотокомпозиции, как чудотворного метода или способа удержать внимание зрителя на фотографии, заставив его взгляд передвигаться по изображению как можно дольше, повторяя просмотр важных элементов.

Гипноз какой-то.

Без упоминания содержания и квинтэссенции человеческого мышления. Образ заменен такой же «чудодейственной системой»: сочетание цвета, иногда — фактур, но зачастую — штамп, с которым не возникнет проблем восприятия кадра (современного зрителя подготовят).

Эдакий конструктор, но по факту — мертвый язык, который изучать можно, да только глупо в нем разбираться, потому что он функционально ограничен.

Стрит-фотография замкнулась на себе (на времени, на социальном «вое», на услужить, во что бы то ни стало), а постановочная — обслуживает тренды, — оба направления мне все больше напоминают современные мессенджеры, задачи которых очень просты:

  • максимальный сбор адептов;
  • непрерывное наставление;
  • культивирование потребностей;
  • максимальное удержание.

Формируются новые «глиняные дощечки», которые, со временем, наполнят музеи (и их будут продавать на закрытых аукционах), вот только зачем?

Композиция включает в себя компоновку, но не сводится к ней; компоновка — распределение предметов — решение простой задачи заполнить плоскость изображения и выделить главное; композиция — определенная организация изображения в кадре, которая решает сверхзадачу в понимании автора. Но можно ли ограничивать эту задачу удержанием внимания?

На мой взгляд, нет.

Можно изменить приоритеты: вместо послания, акцентировать внимание на буквах и почерке — не «отвлекаться» на мысли, но созерцание буковок ума не прибавит, заполнение плоскости бумаги не подарит радости от созерцания.

Вместо заключения

Фотография — отнюдь не иллюстрация происходящего, всегда это плод личного осмысления, трактовка, попытка рассказать о себе, о своем времени, чтобы понять суть происходящего. Не сразу, но сознаешься, что все обстоит именно так.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: