Поддержка программной части, актуализация содержания веб-сайта, — вот и все, что скрыто, под столь пугающим многих фотографов термином «обслуживание». Оно бывает регулярным (ежедневное, еженедельное, ежемесячное) и внеплановым, но суть от этого не меняется.

С какой периодичностью проводить плановые работы — выбор за вами; я лишь постараюсь и внятно, и лаконично объяснить оптимальную последовательность этих работ:

  1. Проверка аптайма
  2. Аудит безопасности
  3. Анализ информации из панелей для вебмастеров
  4. Резервное копирование
  5. Оценка доступных обновлений CMS, темы и плагинов
  6. Применение обновлений
  7. Контент
  8. Оптимизация базы данных

Приступим.

Проверка аптайма

На основе поступающей информации мы принимаем решение о внеплановых работах — и их объеме, и о графике плановых работ (и их объеме).

Отслеживание лучше настраивать через онлайн-сервисы, наподобие UptimeRobot, потому что независимые (от хостинг-провайдеров, — ред.) сервисы позволяют управлять как интервалом проверки, так и настройками локации, что позволяет объективно оценивать происходящее, — иначе говоря: получать не доступную (малополезную), а нужную информацию.

Аудит безопасности

Об этом говорил ранее, ознакомьтесь.

Анализ информации из панелей для вебмастеров

…от Яндекс и Google.

Информация из этих сервисов помогает объективно взглянуть на то, как настроен веб-сайт ни только для интернет-пользователей, но и для индексирующих роботов:

  • есть ли технические ошибки (если да, то насколько они критичны, — ред.);
  • учтены ли все требования поисковых систем (если нет, то почему?);
  • наблюдаются ли сбои, которые не отображаются в иных системах учета;
  • и т. д.

Полученная информация так же помогает уточнить объем плановых работ. Нередко — внести в перечь отдельный пункт: «Написать в техподдержку…»

Резервное копирование

Перед внесением любых изменений, связанных с конфигурацией или содержанием веб-сайта, необходимо создать резервную копию, но прежде — убедиться в целостности уже созданных; в целом, политика обращения с бэкапами может быть следующей:

  1. Проверяем, создаются ли автоматические резервные копии по определенному графику и сохраняются ли по указанному адресу?
  2. Проверяем содержимое последних резервных копий: включают ли они все файлы (тем и плагинов, изображения, видео и так далее) и базу данных WordPress?
  3. Создаем (вручную) новую резервную копию.
  4. Проверяем ее целостность (см. пункт 2, — ред.)
  5. По желанию, удаляем все ранее созданные (автоматически, — ред.) бэкапы.

Оценка доступных обновлений CMS, темы и плагинов

Стараемся найти ответы на следующие вопросы:

  1. С чем связано обновление?
  2. Что изменится?
  3. Как обновление отразится на моей конфигурации?

Не торопиться — хорошая привычка.

Применение обновлений

Если применение доступных обновлений не вызывает опасения, то применяем их, не забывая о последующей проверке:

  1. Веб-сайта (должен продолжать работу в штатном режиме, без «белых экранов» и т. д.).
  2. Плагинов (оценка исправленных / добавленных функций и так далее).
  3. Темы (согласно журналу изменений).

Если никаких ошибок не выявлено, то переходим к работе над контентом, если в работе сайта замечены сбои, то принимаем меры (сбор информации, сообщение разработчикам и т. д.).

Контент

Фотографу этот шаг можно разделить на три:

  1. Комментарии:
    • Если включена премодерация, то ознакомиться с комментариями в очереди.
    • Если они от реальных читателей — одобрить.
    • Если требуется ответ — ответить.
    • Спам — очистить.
    • Если спам-комментарии шаблонные — уточнить фильтры.
  2. Портфолио:
    • Если требуется добавить новые снимки — загрузить и добавить в галерею.
    • Если требуется удалить какие-то снимки из портфолио — удалить.
    • По желанию, можно удалить неактуальные снимки с сервера.
    • Требуется уточнить название / описание / размер изображений — внести правки.
    • Требуется изменить их очередность — внести правки.
  3. Заметки:
    • Если один из комментариев натолкнул на мысль об обновлении (уточнении мысли) заметки, то обдумать это, при необходимости — внести правки.
    • Если в черновиках пылится интересная мысль — открыть, перечитать; если можно ее развить (и время позволяет), то продолжить работу над заметкой.
    • Если в черновиках нет ничего полезного, то удалить их безвозвратно.

Но это, конечно, личное мнение (и привычка).

Оптимизация базы данных

По окончании работ, перед созданием резервной копии, стоит очистить базу данных от хлама, ну или более конкретно: от неактуальных метаданных (ревизии постов, спам-комментарии — чаще всего, ну и конечно — следы удаленных плагинов), особенно в области автозагрузки.

<…>

Все выше изложенное, только используя возможности интеллект-карт:

Полагаю так многим будет удобно.

Вместо заключения

Естественно, как и все заметки в рубрике — речь про обслуживание сайта на CMS WordPress, хотя логика процесса актуальна и для других CMS, ведь в ее основе простая мысль:

Собрать необходимый объем данных → Создать резервную копию → Внести необходимые изменения → Убедиться, что все работает без ошибок → Создать резервную копию → Новый круг (от «Собрать…» до «Создать резервную копию»)

Поэтому, надеюсь, заметка пригодится всем коллегам, — необязательно тем, кто выбрал CMS WordPress.

Дополнено 11.01.2022

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: