«Мне нужна своя фотостудия», — подумал, когда всерьез увлекся фотосъемкой предметов: на заказ и для самообразования (нужно освоить, для ряда последующих проектов). Но изучение, внимательное наблюдение за бытом коллег, которые ради личных проектов открыли студии, и ввязались во все потоковые съемки, ради поддержания рентабельности бизнеса, отрезвили — не все так просто и нужно подумать.
Учитель рассказывал, что свою первую фотостудию он загубил:
- построил студию как обычно — для себя, но всегда держал ее открытой для аренды;
- со временем — управление начало отвлекать от фотографии,
- немногим позднее — он встал перед выбором: быть фотографом или бизнесменом?
Схожие истории рассказывали многие коллеги. Одни оставляли ремесло — уходили в бизнес, другие — продавали рентабельные бизнес-проекты и начинали заново:
- маленькая домашняя студия — личная мастерская фотографа;
- никакой аренды и посторонних лиц;
- только творчество, в основном — на микростоки.
Конечно, сначала не хотелось отказываться от желания, но позднее, когда появилось время — я начал изучать рынок, который весьма изменился за последние годы.
Поезд ушел
Предложение опережает спрос — рынок пресыщен. Фотостудию следовало открывать в 90е и нулевые:
- рынок коммерческой фотографии отсутствовал,
- микростоки не составляли конкуренцию,
- если был нужен фотограф — искали фотоателье, иногда — спрашивали знакомых.
Сейчас идти никуда не надо — поисковые системы сократили время поиска, социальные сети — подхватили тех, кто не покидает информационное поле.
Предложений масса… на любой кошелек… и вкус… Вероятность того, что зайдут с улицы — невелика, зачастую — отсутствует:
- никто не обращает внимание на витрины,
- люди попросту идут по улице, защищенные баннерной слепотой.
Но это далеко не самое сложное, при открытии фотостудии.
Проблемы остались
Конкурентный рынок — это высокие требования, определенные сложности. Первая из них — первый шаг.
С чего начать?
Арендовать помещение? Купить оборудование? Сделать сайт?
Нет — аналитика:
- рынка — потенциального спроса;
- общества — уровня культуры;
- районов города — поиск недооцененных мест;
- и т. д.
Многие верят, что они непревзойденные мастера. Открой они студию — от клиентов отбоя не будет, но… елочки, камины…
…Рентабельность фотостудии, которая не скатилась на уровень бизнес-проекта — сложная и не типовая задачка, над решением которой лучше трудиться задолго до открытия фотостудии:
- найти место, которое нравится твоей аудитории, а не только тебе;
- сделать предложение, которого больше нет на рынке.
Помещение лучше не арендовать. Собственное помещение — безопасность на долгие годы, и это важно, потому-что реальный кризис уже совсем близко. Аренда — зависимость от «дяди» и его настроения, аппетита или козней конкурентов (бывает всякое).
Отдельная проблема — сезонность, наиболее актуальна она сейчас — количество праздников растет, иной раз не знаешь — когда же страна вернется на рабочие места; необходимо считать — учиться этому, если верил, что никогда это тебе не пригодится.
Иная проблема — несоразмерность затрат:
- конкуренция высока — ценник на работу падает,
- курс валют нестабилен — содержать оборудование становится все дороже.
Конечно, «наемник» решит проблему притока денег — займется потоковыми съемками, но во время очередной съемки, точнее изучения ее сущности, задумаешься:
- во что превращается твоя мастерская,
- такую ли фотостудию ты хотел…
…
Мыслей много, допишу позднее.
Вместо заключения
Будь у меня много денег и собственное помещение — открыл бы фотостудию. Просто, чтобы сделать себе рекламу, но позднее — продал бы готовый проект, чтобы не отвлекаться от фото, которое не заменят никакие деньги, как и тех постоянных заказчиков, которые поддерживают, да, рублем, но мое развитие, как фотографа — жизнь, как человека. Спасибо им!
Под предметную фотографию отвел домашний угол, но прежде — вспомнил слова учителя:
- поверь, собственная фотостудия — это совсем не обязательно;
- пойми, собственный комплект света — это необходимо;
- послушай, для творчества выдели угол и поставь свет — это твоя мастерская.
Прошел курс по предметной фотографии, теперь просматриваю ролики Эдуарда Крафта — там и мысли неплохие, и форма подачи удобная, что же до желания открыть фотостудию — его нет, совсем:
- держать ее для себя — накладно;
- заниматься только ей — отвлекаться от творчества.
Конечно, можно стать преподавателем — открыть школу на базе студии, но такие решения не рассматриваю, ибо нет времени на преподавательскую деятельность, но кто рассматривает именно этот сценарий развития собственной фотостудии — подождите, копите деньги. Скоро появится возможность купить готовое решение — отлаженные бизнес-процессы, репутация и база клиентов, — казна опустела, а труд по-прежнему считается чем-то зазорным… все очень изменится, но это совсем другая история…
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий