otkuda-cherpat-idei-esli-okazalsya-vdali-ot-megapolisa
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894

Многие все еще полагают, что место творческого человека в столице. Дескать, в престольном граде максимальная концентрация денег, музеев, галерей и театров, а что провинция? Утопия и безнадега, даже вдохновиться нечем!

Так ли это? На мой взгляд, лишь отчасти.

Обречен ли деревенский фотограф? Нет.

<…>

Оставим в стороне пассажирские перевозки, которые открывают перед человеком весь мир; и про личный автомобиль, который дает мобильность его владельцу, и про интернет, который, а это важно, открывает перед пользователем все культурное наследие человечества; и взглянем, неспешно и внимательно, на возможности деревни, как среды обитания фотографа.

Весенняя распутица. Аромат летнего разнотравья. Осенние хлопоты. Зимний уют, в тихом — родном доме, под крышей которого были, конечно же, и шумные застолья, но чаще всего — и народные сказки и прибаутки, которые рассказывали наиболее талантливые члены семьи, под аккомпанемент вьюги за окном.

Человеческая память — обоюдоострый предмет: можно увлекаться злопамятством, а можно с ранних лет учиться запечатлевать родную стихию. Если вспомнить Виктора Васнецова, то мы видим мастера фольклорной живописи, но родился ли он таким? Нет.

Виктор Михайлович, через обучение, обзавелся ремеслом, но истинную красоту нес в себе — из родной Вятки он принес свою неискушенность перед лицом искусства. Открывая первые в своей жизни журналы и коллекции открыток, он поражался краскам, и костюмам, — словно в первый раз касался искусства.

Провинциальный житель, особенно если говорить про хутора, села и деревни, — порождение не столько социального толка, сколько природного. Виктор Васнецов и Валентин Сидоров, — меня всегда привлекали биографии этих авторов, ну и их творчество, конечно. Они знали, нет — осознавали, что искусство рождается из искусства, поэтому рассматривали произведения в совершенно незлобивом состоянии, но в тоже время: они признавали, что самое совершенное произведение человеческое — лишь частица исчезающего мира, порожденная человеком.

<…>

И продолжая мысль, стоит отметить, что духовная жизнь человека, тесно, каким-то сложным, не до конца понятным нам путем, соотносится с его творчеством. Есть духовный закон:

Дух творит себе формы.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

С его помощью, конечно, легче пояснить значение насмотренности для творческого человека, позитивное и негативное влияние, но как же не ошибиться со средой обитания?

Если вспомнить Андрея Рублёва, эпоху, в которую он жил, — татары, распри и заговоры, ну и конечно же, насилие, рабство и невежество, — какой там комфорт, какие образы. Но…

«Троица» Рублёва — ответ художника. Смирение, милосердие и нравственная гармония. И не нужно иметь 3-х «корочек», чтобы видеть истину: не мрак, но свет изошел из мрака Руси — и это высшая мудрость; ответ живого духа человека на реально происходящее вокруг. Истина, в которой и открытие для всей истории нашей, и общий исход.

Комфорт — не основополагающее условие для становления фотографом, и интеллигентом. Я всегда отвечал на заявления: «Ничего тут нет!» — Простите, вы просто ничего не видите, кем и чем богата ваша местность, и за чем, на самом-то деле, нужно «сбегать» в большой город, и не забыть после этого вернуться домой, потому что везде хорошо, где нас нет…

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: