kak-vybrat-temu-dlya-sajta-na-wordpress

При выборе темы для своего WordPress-сайта, не обязательно надеяться на удачу. Существует вполне адекватная система:

  1. Оценка бюджета
  2. Список требований
  3. Изучение рынка
  4. Выбор
  5. Тесты

На первый взгляд — все очень просто; но поскольку вопросы по выбору WordPress-тем время от времени задают, то рассмотрю все более подробно.

Обозначаем бюджет

…чтобы не хотеть невозможного.

Официальный каталог тем — тысячи бесплатных решений, которые созданы сообществом на энтузиазме или ради рекламы собственных навыков (фрилансеры или агентства часто делают облегченные версии своих тем, чтобы получить обратную связь или найти своих клиентов), и это неплохо:

  • они бесплатны;
  • не содержат избыточного функционала;
  • проверяются сообществом на безопасность, качество кода и совместимость с текущей версией WordPress (со временем удаляются, если заброшены авторами);
  • зачастую, не требуют установки расширений.

Но есть недостатки:

  • они могут поддерживаться лишь ограниченное время (год-два, а то и меньше);
  • зачастую это Lite-версии, функционал которых ограничен (полный — версия Pro);
  • перестают корректно функционировать спустя годы (требуют плановой доработки);
  • могут быть заточены под продвижение плагинов, которые уже не поддерживаются;
  • типовой дизайн, зачастую далекий от специфики фотографа;
  • не содержат подробной документации, что усложняет изучение возможностей темы.

Как альтернатива — премиальные темы, которые можно отыскать на всевозможных сайтах и, что наиболее удобно — рынках:

Отличительные особенности этих тем:

  • превосходная документация;
  • отличная техническая поддержка (на долгие годы, но… бывают исключения);
  • узконаправленные решения (много исключений, но все же);
  • простота настройки (большинство решений настроит даже новичок);
  • все темы проходят базовую проверку на безопасность.

И недостатки:

  • необходимо знание английского языка;
  • избыточный функционал (особенно многоцелевые темы — это кошмар);
  • не все темы созданы опытными разработчиками — очень много некачественного кода;
  • функционал многих тем зависит от сторонних плагинов;
  • лицензии ограничены по времени (полгода-год).

Премиальные темы позволяют развернуть сайт за считанные минуты, а настройка свободных решений может занять не один день (если без документации и без отзывчивой техподдержки, молча изучать устройство темы по демонстрационной версии).

Свободные темы не содержат избыточного функционала, более легки для многих хостингов и зачастую настраиваются через базовый кастомайзер, но премиальные темы всегда обновляют, что успокаивает перед очередным масштабным обновлением WordPress.

Большинство премиальных тем стоит недорого — 30-70$, хотя свободная тема бесплатна (но, если потребуется ее доработать, может выйти существенно дороже).

<…>

Изучили доступное, теперь поймем нужное.

Перечисляем требования

Независимо от выбора, свободная или премиальная тема, необходимо определить свои задачи — потребности, согласно которым будет выбрана тема, например:

  • изначально, сайт нужен для размещения портфолио, но через год-два потребуется блог или полноценный магазин, чтобы писать заметки или продавать отпечатки, — и может это предусмотреть заранее?

Делается это просто: берем лист бумаги и записываем все свои пожелания (как актуальные на данный момент, так и на ближайшее будущее).

Отдельный момент — базовый облик всех страниц: верстка, типы контента и т. д. (чем точнее будут представлены требования, тем легче будет найти подходящую тему).

Про верстку стоит поговорить отдельно:

  • Горизонтальные темы. Отлично подходят для небольших коллекций фотографий, где необходимо акцентировать внимание на каждом снимке.
  • Полноэкранные темы. Отлично подходят для серий горизонтальных кадров, которые хочется показать в максимально допустимом качестве.
  • Вертикальные темы. Отлично подходят для серий фотографий, которые формируют, по мере прокрутки, последовательный рассказ.
  • Плиточные темы. Отлично подходят для больших коллекций фотографий, лишенных индивидуальной значимости или ценности.

Почему это важно, особенно когда есть многоцелевые темы:

  1. Многоцелевые темы хороши для разработчиков, продаж больше. Пользователю от них проку мало: если задействовать весь функционал, то упадет скорость загрузки сайта, а если половину отключить, то теряется смысл таких тем — достаточно целевых.
  2. Многоцелевые темы, зачастую, не используют стандартные шорткоды WordPress, а это значит, что если надумаешь отказаться от темы — придется заново все настраивать (от галерей до страниц и публикаций).

Многоцелевые темы — это соблазн и не стоит ему поддаваться, если вы простой фотограф. В избыточном функционале кроется множество техническим проблем (совместимость с другим плагином или плагинами, вопросы безопасности, корректности кода, скорости загрузки и т. д. — о чем не принято говорить).

Главный критерий выбора — практичность.

Открываем каталог

…согласно своему бюджету.

Используем доступные фильтры, чтобы уточнить выдачу:

  • функционал;
  • разметка;
  • специфика;
  • популярность.

Не стоит останавливаться только на решениях для фотографа, многие темы для художников и дизайнеров имеют схожий функционал — рекомендую изучить смежные темы.

<…>

Примечание:

Свои результаты поисков опубликовал в отдельной заметке — можете их изучить, если что-то понравится — приобрести/установить.

Смотрим

Любую тему нужно внимательно изучить, сначала — визуально:

  1. Демоверсия. Внимательно рассмотрите возможности демонстрационной версии: что / где / как отображается. Если описаны возможности — не поленитесь их все прочитать — это сбережет ваши деньги, время и нервы.
  2. Отзывы. Из отзывов можно узнать: актуальна ли тема и содержит ли она критические ошибки, замечают ли разработчики обратную связь (получают ли пользователи ответы на свои вопросы).
  3. Документация. База знаний, серия обучающих уроков, в том числе — видео, — очень важный источник информации, из которого можно узнать: как настроить тему и как на ее основе сделать дочернюю, какие виджеты доступны и многое другое… обязательно изучайте всю доступную документацию по теме!
  4. Техническая поддержка. Есть ли, адекватна ли — этого вполне достаточно; если речь о премиум темах, то можно уточнить способ: форум, тикет или электронная почта.
  5. График обновлений. Дата последнего обновления. Если следите за обновлениям ядра WordPress, то соотносите график обновления движка и выбранной темы (легче понять: опытен ли автор, придерживается ли кодекса сообщества WordPress и очищает ли тему от устаревших функций).
  6. Рейтинг. Оценка звезд — начало, ниже четырех — стоит подумать, но в любом случае — стоит почитать каждый отзыв тех, кто оценивал тему: объективны ли оценки, за что хвалят и за что конкретно ругают тему или автора.
  7. Портфолио автора. Первая ли это тема автора; если нет, то посмотрите рейтинг более ранних работ и почитайте отзывы, — это поможет вам оценить перспективы выбора, и не вляпаться в историю 🙂

Затем — по результатам тестов.

Тестируем

Продолжаем изучать демоверсию, но теперь более внимательно:

  1. Изучаем код. Многие разработчики напоминают плохих дизайнеров (их кодекс — это дизайн ради дизайна), поэтому нужно проверить качество кода, благо есть сервисы: от W3C, валидатор HTML и CSS, — базовые инструменты, но результаты бывают весьма спорными (если далеки от программирования, то лучше найти коллегу, который может объективно взглянуть на код, если не верите — проверьте через них Google, Яндекс — будете удивлены). Как бы то ни было, полученные данные — далеко не вердикт, необходимо внимательно изучить все ошибки и предупреждения.
  2. Проверяем верстку, кроссбраузерность. Пользователи просматривают сайт в разных браузерах и с разных устройств, необходимо чтобы все корректно отображалось. И это очень легко проверить благодаря сервисам: Screenfly, Responsinator, Adaptivator, I love adaptive. Если обнаружите проблему — напишите автору темы, чтобы сообщить о том, что нашли (заодно проверите качество технической поддержки).
  3. Смотрим скорость загрузки. Сначала демоверсии. Затем, если купите/установите — на своем хостинге (потому что оптимизация может быть разной, многие авторы ставят темы на чистые сервера: не включают кэширование, сжатие и прочее). Вам пригодятся инструменты от Google и Pingdom, сервисы GTmetrix и WebPagetest. Только учтите: не стоит сравнивать только цифры — необходимо изучать детальные отчеты (в них много ценной информации по времени загрузки картинок, скриптов, HTML и CSS). В любом случае, все относительно: не стоит жертвовать функционалом ради скорости / не стоит жертвовать скоростью ради функционала. Выбор — всегда компромисс!
  4. Оцениваем потенциал. Изучите стили и шаблоны (обычно для этого создают раздел / страницу «Style guide»), меню и виджеты.

Так же нужно проверить совместимость темы со всеми своими плагинами. Устанавливаете на свой хостинг, проверяете работу, если все работает — включаете режим отладки, читаете лог-фал и действуете по ситуации…

Конечно, информация по совместимости будет указана в документации, но, как правило, всех не проверить — только самые популярные, если вы используете что-то малоизвестное, то… в этом случаем возможны проблемы.

Вместо заключения

В завершении, хотелось бы рассказать про веб-ресурсы:

Да-да, они не про WordPress, а в целом — про веб-дизайн. Это копилки вдохновения, только в области разработки веб-сайтов. Они помогут научиться отличать красивое от хорошего и, чем мне нравятся эти ресурсы, их регулярный просмотр не отнимает много времени.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: