Разбирая тему критики фотографий, мы вспомнили о Белинском. Если сказать точнее, то о его словах, грамотно подчеркивающих ценность времени. Сегодня мы попробуем осознать место времени в жизни фотографа. Какую роль оно, время, играет и какое отношение к нему должен воспитывать в себе фотограф.

Непогрешимый

Безусловно, времени не свойственно ошибаться. Зачем? Ведь за него, с легкостью, это делают люди.

«Сегодня» мы с удовольствием поглощаем попсу, которую завтра уже и не вспомним. Но оглянитесь. Каковы затраты? Затрачена уйма времени на создание и не меньшее количество – на оценку, на презентации и «прививку» вселенской любви. Очень часто отдана целая жизнь, но что взамен?

Мы, люди, считаем, что это уже сейчас имеет цену. Но «приходит» время, «прибирается» и все расставляется на свои места. Как и века до нас, умных мира нынешнего.

Классика вечна, попса – корм. Отображающий, словно зеркало, культурное состояние и показатели здоровья общества. Но мы не хотим к ним прислушиваться, а лишь вешаем ярлыки, для упрощения разделения на тех и иных. Одних мы считаем успешными, других – нет. Но кто мы, пред временем?

Сейчас, в 21 веке, мы ставим лайки и считаем это вершиной оценки того или иного произведения. Ведь это мнение общественности, народа, как модно стало говорить. Каждый интернет-ресурс снабжен некой системой рейтинга, шкалой – крутометром. И большинство из нас верит, что именно накрутив количество этих пиксело-кнопок, мы выберем то, что будет жить вечно.

Не стану огорчать, а лишь предложу прокатиться в провинцию. Нашей страны, или мира – неважно. «Беда» везде одинакова. Уйма материала пылиться и занимает собою помещения, оседает в кладовках (а не в архивах), выставляется в кабаках, в надежде на заветное слово – искусство. Но им оно так и не пахнет, а вот сигаретами и прочим – завсегда.

О чем это я?

Время, позволяет фильтровать шлак от искусства. Отделять зерна от плевел

Но вмешиваясь в этот процесс, человек верит в свою исключительность и подобно алчному радже собирает каждую «монетку», пока та не превратится в «черепок» и не обнулит все его существование в этом мире. А «бедный» мальчик, продолжает жить и ценит каждое творение, дарованное в этой жизни.

Конечно, я, как и многие мира сего, могу ошибаться, но верю в то, что именно благодаря времени мы способны культурно расти. Именно благодаря его кропотливому и незаметному, для нас, труду мы обладаем огромным пластом культурного наследия.

Гениальный

Как часто мы видим такую оценку в наши дни? Пожалуй – ежедневно. Особенно это стало популярным, с появлением первых фотофорумов. Но это лишь «вершина айсберга», которую можно проследить во все века существования человека. Просто сейчас это доступней и наглядней.

Странно, но гениальность произведений не выросла. Да и «средняя температура по больнице» указывает на некий спад, вызванный затуманиваем рассудка от переизбытка лести. Завелся новый вирус – автор знает о существовании зрителя.

Честно говоря, это очень сильно бьет по ногам «идущего в темноте». Ведь он начинает думать о зрителе, утрачивает умение слышать внутренний голос и жить миром. Потихоньку скатывается к попсе, ради короны и трона. Так и сидит, словно чучело на огороде, в надежде отпугнуть ворон и снискать любовь тыкв и иже с ними.

Странно, но гениальность все чаще оценивается модой. А ведь в любой сфере мода – путь упрощения, шаблонов и стандартизации, массовости (читай – попса). Что в априори не искусство, а лишь производная от него. Но это проще для движения.

Если говорить честно, то:

Единственное, чему нас учит мода — бег по кругу, незнание собственных желаний и сплошное подражание комплексам. Одно из немногих, чему нас учит классика — вечность.

Именно он, пласт классики, формирует творческую основу во всех сферах. Именно классика принимает на себя основной удар времени, в стремлении проверить гениальность произведения. Кто-то может смело заметить (и будет прав), что в свое время живописцы не воспринимали импрессионистов. Считали их дурными, халтурщиками и «гоняющими голубей». Да, это размышление общественности, а время судит иначе. Оно дало силы, к примеру, Ван Гогу. Удержаться перед соблазнами попсовой ниши, расти на фундаменте классики (вспоминаем его кропотливые академические зарисовки, доводимые впоследствии до автоматизма) и нести то, во что он верил. Одни считали его дураком и смеялись, другие с ними боролись. И был лишь брат Тэо, который молча верил в Божий промысел и помогал Винсенту.

А сейчас надо рассказывать о работах Ван Гога? О его «Едоках картофеля» и «Подсолнухах», и прочем множестве работ, оставленных временем и имеющих большую ценность. Как культурную, так и образовательную для последующих поколений. В том числе – для нас.

Что это я о живописи? Ведь фотограф!

В фотографии труд времени аналогичен. Классиками фотографии считаются, по разным данным, 130-150 человек. Это за 200 лет жизни фотографии. До наших дней сохранились их биографии, работы и некоторые личные записи, обучающие материалы.

Но ведь мастеров было в десятки раз больше, но где их работы? Странно, остались штучные «ошметки» с содержанием папье-маше каминов, пальм и прочего мусора попсы. Авторы верили, что сегодня поснимает он халтуру, а завтра задумается о вечном и о собственном повествовании на языке фотографии. Но время шло, причем мимо… Каждый упущенный день, затягивал все сильней в круговорот комфорта и не выпускал некогда творческого человека. Зачем? «Пиастры» имеются, снимать – снимаю. Я фотограф и хорошо. Но что оставишь после себя? Ответ – пустота.

Вот она, оценка гениальности. Установленная обществом и независимым мнением, ограниченным личными рамками восприятия, комплексами, шаблонами и прочими культурными огрехами настоящего…

Может пора зарыть эго и начать слушать время?

Великий

Творческий венец.

Но и тут человек стремиться лукавить, ухищряться, в угоду своему тщеславию и стремлению подпитать собственное «Я».

Прикладывает массу усилий, чтобы навязаться публике, заблистать. В надежде, что именно от яркости исходит величие. Порой меряются количеством подписчиков, лайков и прочим низшим, что описано ранее.

И как-то неудобно огорчать, но интересно получается… Работы «на виду» не попадают в фонды музея и не имеют ценности для критиков, коллекционеров. Такие люди, с целью наследия, штудируют иные «источники». Зачастую это никому не известные путники, идущие наощупь, конспектируя каждое чувство к этому миру. Именно их повествования, а не продукт со всеобщей любовью, и оставляется в истории. Проходит проверку временем, так забываемую от торопливости в стремлении к тщеславию и всеобщей любви.

Мудрые знают, что всем не угодить. Безукоризненной любви не сыщешь. И они, как истинные художники, понимают, что ежедневно ты должен просыпаться лишь с одним вопросом:

«А способны ли мы сделать такое, чтобы нас помнили?»

Ведь им прекрасно известно, что большинство работ умирает раньше своих авторов.

В процессе написания статьи я не ставил различий между художник и фотограф. Это равноценно. Просто разные инструменты для создания, выражения своего повествования. На мой взгляд, каждый творческий человек стремится быть художником. И неважно, поэт он или фотограф, музыкант или писатель. Он творит и пишет личную историю, свой авторский мир, чтобы на него взглянуло время и вынесло вердикт.

Отношение ко времени в наши дни

Я прекрасно понимаю, что многие махнут рукой на все вышесказанное и впадут в объятия общественности, ради момента «здесь и сейчас». И по-своему будут правы. Ведь кушать хочется, а планированием заниматься у нас не принято. Достаточно взглянуть на повальную «болезнь» кредитования…

И тут я хотел бы подытожить

Позади века исканий предшественников. В наших руках их труд и результаты рисков, творческих исканий в условиях непонимания и осуждения общественности. Мы можем махнуть на все это рукой, а можем…

Перенять, прочувствовать, приумножить. Нам оставлен фундамент, на котором мы можем построить или сарай, или дом, а может и целый памятник архитектуры. Все в наших руках, главное не опустить их до уровня «шалаша».

Время — ценнейший ресурс в жизни человека. Ведь даже всеми любимое золото, потребляет его для добычи и последующего изготовления изделий. Не из воздуха оно берется в магазине.

Каждый шаг требует времени, которое ежесекундно заканчивается. И от нашего уважительного отношения зависит оценка, возможность наследия. Время не обратит внимания на подписчиков, лайки и рейтинги на фотофорумах. Не станет оно и рыться в поисках «эдакого» в различных google картинках и аналогичных средствах яндекса.

Эта социальная ниша лишь уборная, сформировавшая свой облик от лени. Но придет время, разложит все по полочкам и нажмет «волшебную кнопку», дабы смыть нечистоты и «выйдет подышать», а там — художники, собирают «копеечку» на холст…

Время, ценнейший ресурс, требующий к себе уважительного отношения и ревностного служения. Очень полезной оказывается привычка завести себе правило – по итогам года пересматривать свои работы и задаваться вопросом: «Создана ли хоть одна работа, которая может пожить год другой?»

Такой вопрос лучше обсуждать с уже устоявшимся художником и «делать ставки», ведь он лучше поможет отсеять зерна от плевел и намекнуть на кандидата в классику. Так уж заведено в истории нашего мира, что классика с годами приобретает ценность, а попса – утрачивает стоимость и уже завтра о ней мало кто будет помнить.

Ведь приходит «следующий» и нажимает кнопку.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Этика фотографа. Беря в руки камеру, человек неосознанно стремится к самовыражению. Но для чего? Какой ценой? Забытое кредо – этика фотографа, не изучается […]
  • Лучшее для фотографа. Топ-20. Многим знакома привычка делать заметки. В круговороте ежедневных событий или же в тиши, в моменты отдыха и поиска вдохновения. Короткие […]
  • Эмоции детей в фотографии. Рассуждая на тему эмоций, я как-то позабыл о ситуации с детьми. Все мы прекрасно знаем, что детская фотография более честная, живая и […]