Еще с юных лет мы запоминаем размышления окружающих и предшественников о красоте. Поначалу мы подобны отражающей поверхности, эдакому зеркалу. Все «видим», частично отражаем, но вот беда – ничего через себя не пропускаем. И следовательно – ничего не накапливаем, не формируем багаж. Увы, но давайте так, без очков соответствующего цвета. Поговорим откровенно и на одну из главных тем не только в искусстве, но и в жизни общества.

Классики живописи, поэзии и музыки оставили последующим поколениям богатое наследство. Наша зада – приумножить и не растерять, но для начала – осознать и впитать.

Увы, но человек зачастую не понимает, какой ценностью он обладает. А для этого осознания, по мнению истории, требуется лишь малость – потерять. Но как известно – дом без фундамента простоит недолго.

Именно это все чаще и происходит в наши дни. Хотя мода, как и многое в человеческой жизни, циклична и возникает резонный вопрос: «А есть ли смысл кругового движения? И возможно ли избежать агонии?» Достаточно узнать самого главного и непогрешимого критика – время, чтобы ответ засиял сам собой.

Агония преодолевается только личностными усилиями, отчужденными от напускного мнения эпохи. Разумеется, многим это кажется странным и далеко не все понимают Ван Гога, Чехова, Вивальди и несравненную Павлову.

Задачей времени не ставится переучивание, ему по душе другое – сохранение, путем осознания и отсева. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

В мои планы не входит цитирование учебников и брошюр экскурсоводов, я лишь хочу поговорить о красоте в фотографии. О красоте портретируемого. С точки зрения личных предпочтений и проведенных в профессии лет.

Всю историю человечества идут «жаркие» споры о красоте. Красоте человека. Создавались стандарты, задавалась мода и определялись тенденции на века. И как-то подозрительным кажется тот факт, что ценным оказывается мода и отражает эпоху тоже она. Но вот являются ценностью и имеют статус наследия – крайне противоположные результаты.

Попроще…

Долгие годы, еще фотолюбительской жизни, шло непреодолимое стремление к красоте. Некоему идеалу, что так настырно показывают на каждом шагу нашей жизни. На экранах, на страницах, в «пламенных речах». Но я почему-то не задавался вопросом: А что такое красота? Молча верил, иногда думал, что это отсутствие «плохого». А что плохое? Да черт его знает. Для одних — это морщинка, родинка, прыщик. Для других это шрамы… Для иных все это «мелочь» и плохим является явное несоответствие стандартам. А что такое стандарты? Кто их устанавливает? Все мы люди и нам свойственно заблуждаться. И где гарантии что та группа любителей «укоренять» стандарты сама не ошибается? Ведь вполне вероятно они вешают ярлыки и глумятся над обществом.

Что-то я не туда пошел…

Красота. За годы практики фотографии, уже и в качестве профессии, сложилось мнение в голове, что красота — это отсутствие изъянов. Причем, опять же, шаблонных. И вот из раза в раз, ты ищешь в человеке недостатки, дабы обходить их стороной, не давать камере возможность их запечатлеть, или же средствами постобработки убрать. Путем несложных действий и наработок мы получаем ту самую пресловутую красоту. И что с ней делать?

Разок «красота», ну второй… Со временем оскомина образуется и начинаешь менять угол зрения. Все реже смотришь работы коллег, совсем забрасываешь глянцевые публикации и проводишь время в изучении. Окружающего мира, личностей нашей жизни, истории, учителей (речь о художниках, как праотцах фотографов). И что предстает взору? Холеное лицо не имеет ценности спустя время. Проходит месяц другой (а то и меньше) и уже «стерильное» фото без изъянов не радует. В нем нет жизни. Только красота, да и та эфемерна. Даже, я бы сказал, субъективна. Кучкой тех, кто любит разглагольствовать и оперировать мнением толпы.

И вот наступает миг, когда задаешься вопросом о ценности такой красоты. Ценности не с точки зрениях ахов заказчика и почитателей твоего творчества, а с точки зрения истории. Способности в ней достойно остаться. Общаясь периодически с художниками и анализируя их работы, ты постепенно понимаешь, что в холености нет ничего. Ни ценного, ни важного, ни даже индивидуального.

Это как сравнивать творения повара классической кухни и современный фастфуд. Первое вечное, отпечатанное в истории, способное удовлетворить запросы самого изысканного ценителя. А второе лишь временный способ утолить голод, не более того.

Так и в фотографии. Стерильность на миг, классика – вечность. Главное ее к гармонии привести. Для меня гармония портрета заключается, прежде всего, в индивидуальности. У каждого человека есть свои отличительные черты в геометрии лица, мимике, жестах, манере показывать эмоции. Это все индивидуально и имеет высокую ценность.

Но не стоит забывать, что это лишь часть, один из компонентов красоты. Внешние данные безусловно играют важную роль и помогают восприятию общего повествования, но…

Давайте остановимся и подумаем, немножко вспомним природу. «Рисунок нашего лица» формируется годами, на нем, как и на всем теле, остаются отметины прожитых лет. Именно их читает мастер и понимает – кто перед ним. О чем начать рассказ, как отразить свое авторское повествование и главное – насколько откровенным быть в своей работе.

Фотография дает массу возможностей и преимуществ для создания портрета, но взамен этой щедрости мы получает и большой риск сделать протокольную фотофиксацию. Это техническая фотография, с ее примитивностью и пустотой. Нет ничего проще, чем отразить все. И нет ничего сложнее, чем прочувствовать без остатка и отразить весомое.

Именно это качество следует развивать фотографу, как и любому другому творцу, стремящемуся заиметь собственный язык фотографии.

И как тут не вспомнить о том, с чего начиналось повествование. Помните зеркало? А Брюса Ли? Он давал очень хороший совет при жизни – «Будь водой, друг мой!»

На мой взгляд, для творца это крайне важно и первостепенно. Зеркало пусто и является техническим продуктом, способным отобразить лишь «увиденное». А вода, с ее индивидуальностью, сама решает вопрос степени отражения. Оттого так интересны ее субъективные и нечеткие повествования на поверхности.

Вода уникальна, интересна и обладает внутренним миром. Аналогичное требуется для наблюдения и создания красоты в портрете. Мы сами должны быть кем-то. А для этого требуется многое пропускать через себя. Будь то музыка, книги и другие наследия искусства.

Ведь не умея читать, нет смысла браться за квантовую физику, Достоевского или научно-публицистическое издание. Отсутствие багажа знаний не позволит увидеть разницу данных трудов и соответственно не принесет никакого результата от затрат времени.

Увы, в наши дни осознание этого простого рецепта сведено к вздыманию рук к пк, в надежде на обработку. Чтобы «оценить» эту глупость, достаточно оглянуться хотя бы на 10 лет. Ушли вникуда любители «кислотки», «HDR», фотоляпатели мужских журналов и иже с ними.

И это еще раз подталкивает нас к развитию навыков чувствовать. Без них – человек ничем не лучше технической приблуды в руках, хотя по качеству снаряженных специализированных опций – еще и хуже.

Как говорится: «Эволюционируй или умри!»

Пройдя череду внутренних творческих переломов многим обязательно станет легче дышать. Освобождение от оков, позволит встать в полный рост и оглянуться. Окажется, что в мире есть не только отвлекающие моменты (брэнды одежды, к примеру) и шаблоны (навязанные оценки красоты), но еще и люди. Да да, те, на кого не хочется смотреть, если они не увенчаны вышеперечисленным. Вдруг окажется, что в душевной беседе можно узнать массу полезных моментов, которые будут положены в создаваемый кадр. Так и рождается красота…

Ее нет, она лишь создается. Природой. Дальше подсматривается человеком и приумножается (если он не «князь дивана» конечно), а после – замечается нами и отсев… Словно зерна от плевел…

Для себя я пришел к мнению, что мужской портрет никогда не должен знать ретуши, т.к. грубость и честность – основные качества любого мужчины. И если он их лишится – простите, не мое. Совесть не смолчит, и разумеется – время не одобрит.

Для женщин ретушь порой уместна, иногда и необходимое условие. Но родинки – индивидуальность, а не дефект, как навязала нам пора гламура и стерильности.

Да, это трудно донести до широких масс, но я не преследую таких целей. Молча продолжаю искать свое в мире фотографии, стараюсь не терять из виду индивидуальность каждого пришедшего ко мне человека.

Я всегда помню своих героев, и спустя время, при выпавшей возможности/необходимости, стараюсь заметить изменения, обновления и дополнения. Именно их, в первую очередь, хочется отобразить в новой работе. Как видите, тут нет шансов заикнуться о шаблоне и стандарте.

В этом есть какая-то доля романтики.

Так какую же роль играет красота в портрете?

На мой взгляд – первого плана, зависящего от целой «команды». Красота фотографии не будет сиять без красоты человека, а он не станет красив от нажатия кнопки и ночной ретуши у пк. Не станет он красив и от тряпочек. И тем более, просто так он не покажет вам свою красоту. Ее нужно увидеть, а для этого – относиться с уважением к каждому кто, заинтересовался вашей манерой повествования.

И уважение это кроется не в чашке чая и не в вашей манере трындеть без остановки, а в умении заткнуть себя и слышать, видеть и делиться осознанным путем фотографии. Иначе, зачем вы тут?

Это и есть красота в портрете, что так эфемерна и неподвластна, если «кушать» и не размышлять.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Дополнено 14.05.2015

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Обо мне. Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]
  • Эмоции в фотографии. Не первый год, в фотографии формируется мнение о великой роли эмоции для создания шедевра. Если вы зашли в тупик и не знаете, что и как […]
  • Ценообразование фотографа. Сегодня постараемся разобраться в вопросах ценообразования фотографа и заодно понять: За что же платит клиент? Чем быстрее развивается […]