Организация фотосъемки на локации — не импровизация, а вполне точная, последовательная система, которая помогает контролировать ключевые моменты:

  1. Кто предоставляет доступ на локацию.
  2. Откуда берем свет.
  3. Как добираемся до места съемки.
  4. Где обустраиваем гримерку.
  5. Как обеспечиваем целостность оборудования и безопасность команды.

Все это бытовые задачи, наиболее грамотное решение которых предложил Михаил Панин: на досуге — собираем инверторный блок питания для студийных вспышек, и берем в аренду — передвижную гримерку и бензогенератор, ибо гримваген — это дорого, а бензогенератор — и тяжело, и зачастую предоставляется владельцами гримвагенов.

Поскольку живу в провинции, про гримваген думать не смел — начал обдумывать варианты в менее красивых реалиях, при менее скромных бюджетах:

  • творчество классиков: навыки работы при нестабильных условиях и понимание света;
  • исследование местности: часы нужного света, естественные шторы и флаги;
  • пункты проката: доступные комплекты света и условия типовых договоров;
  • себестоимость съемки: рентабельность затеи и возможности снизить издержки.

В 2013 году сотрудничал с местным театром кукол, — заметил, что выездное мероприятие — это вполне логичная система, где четко разделены обязанности, но нет надзирателя; и причем система работает без нареканий:

  • нет срывов,
  • нет форс-мажоров,
  • нет конфликтов,
  • нет незадействованных людей,
  • нет лишнего реквизита.

Со временем заметил, что ради отлаженной системы, нужно пересмотреть свое понимание не только фотографии, как ремесла, но и будущее фотографии, как сферы искусства (постепенно и осмысленно изучил историю фотографии, в отрыве от фототехники, и уверенно ушел прочь от цифровой агонии — выбрал аналоговые технологии).

Целенаправленно ушел от массовой фотографии и выбрал иную дорогу — личные проекты; с ними гораздо сложнее, в плане понимания со стороны общественности, но именно они могут, если не сказать — обязаны придерживаться системы. Только есть одно условие — выстроить, спланировать ее нужно вокруг кадра, а не ради самого факта «изобретения» — система.

na-chto-stoit-obratit-svoe-vnimanie-fotografu-pri-podgotovke-fotosemki-na-lokacii

Поскольку трачу очень много времени на подготовку кадра, не придерживаюсь подхода «Что-нибудь наснимаем, главное устроить фотосессию», накопилось множество наблюдений; лишь частный случай — понимаю, но быть может кому-то из новичков он поможет скорее найти не золотую жилу, а смысл, что важнее — в этом не сомневаюсь.

Не исключаю, что многое упускаю из виду — ничего, пока на этом свете — продолжу искать, пробовать — изучать; если можете помочь добрым словом — пожалуйста, для комментария и диалога всегда найдется время.

Но это было вводное слово; далее постараюсь рассказать про все бытовые задачи, которые вы должны будете решить при выборе локации:

  • ботанический сад,
  • кафе или ресторан,
  • салон мебели,
  • заброшенный объект,
  • библиотека, школа или университет,
  • частное жилье: квартира, дача или дом.

Приступим.

Ботанический сад

Традиционный пленэр. Помимо базовых задач:

  1. Выбор света.
  2. Способ доставки всего необходимого: команда, техника и реквизит.
  3. Обустройство: где накрасят, переоденут, если задержитесь — накормят.
  4. Безопасность: фотооборудования и всех участников группы.

Рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

  • Доступные планы. Необходимо найти уголок, который не снимали. Если такого нет и почему-то нужно снимать именно в саду, то придется подумать — а как снимали здесь другие? Можно изучить портфолио местных фотографов, но лучше выдачу поисковых систем (быстро и целостное представление — основные преимущества).
  • Обработка от клещей. Лучше не соваться до ее начала — опасно; по крайней мере — в нашей местности. Аэрозоли не будут лишними, потому что весна — пик активности. (естественно, избыточные мысли, если съемка осенью или зимой.)
  • Погодные условия. Чтобы верно подобрать съемочный день, час, момент (если нужен доступный — естественный свет). Если погода изменится, то что? Если пойдет ливень или задует ветер — реакцией должна быть не паника, а методичные действия: достали дождевик, сложили технику в пылевлагозащитный кейс и т. д.
  • Время года / День недели. Чтобы не попасть на пик активности — пик садовых работ и экскурсии, сезонные и свадебные фотосъемки, — окружающая суета отвлекает, иной раз — создает проблемы: лезут в кадр, смущают натурщицу и т. д.
  • Аптечка. Поднялось давление, заболела голова или пошла кровь носом — случиться с коллегой (или вами) может всякое, и хорошо, если вы сможете оказать первую помощь — важно быть человеком.

Идем дальше.

Кафе или ресторан

Одна из самых популярных локаций. Помимо базовых задач:

  1. Выбор света.
  2. Способ доставки всего необходимого: команда, техника и реквизит.

Рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

  • Администратор. Сфера его интересов, касательно фотографа: выгода от затеи (деньги или пиар, иногда — партнерство), возможные последствия (важно заверить, что никто, никак и никогда на вас не пожалуется, вы ничего не сломаете и не разобьете, а кадры и воспоминания не повредят репутации заведения). Подумайте над речью 🙂
  • Статус заведения. Лояльность руководства не зависит от статуса, важно другое — вас и вашу команду должны устраивать условия труда.
  • Разрешено ли курить. Чтобы не дышать гадостью (про вентиляцию слышал, но когда сам не куришь, то легко замечаешь разницу между теорией и реальностью).
  • Гардероб. Нужен, даже если планируется смена только одного наряда. Переодевания в туалете — не лучшее, что можно пожелать коллеге. Будьте человеком.
  • Официанты. Среди персонала обязательно найдите «своего» человека: нормального в общении, воспитанного, с живым интересом к вашей деятельности. Через него будет и легче изучить нюансы незнакомого заведения (откуда / куда падает свет и в какие часы — вот это важно), и понять клиентов (чтобы снимать в наименее загруженный день); к тому же, лояльный сотрудник — потенциальный «сарафан» 😉
  • Рабочее место коллег: визажиста, парикмахера или стилиста; иногда можно обойтись — модель готовят заранее, потом бережно «транспортируют» на авто и все хорошо, но если съемка сложная, то нужно помнить, что кафе или ресторан — места, где вкушают пищу и соблюдают нормы СанПиНа, — объясните свою потребность, и попросите вам помочь — предоставить подходящее служебное помещение.

Идем дальше.

Салон мебели

Наименее популярная локация, но иногда пригодна. Помимо базовых задач:

  1. Выбор света.
  2. Способ доставки всего необходимого: команда, техника и реквизит.

Рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

  • Администратор. Сфера его интересов, касательно фотографа: выгода от затеи (деньги или пиар, иногда — партнерство), возможные последствия (важно заверить, что никто, никак и никогда на вас не пожалуется, вы ничего не сломаете и не разобьете, а кадры и воспоминания не повредят репутации салона). Подумайте над речью 🙂
  • Свободное пространство и доступные углы съемки. Как правило, компоновка очень грамотная, но плотная — могут попадать в кадр лишние предметы. Изучите свободное пространство заранее, чтобы не тратить время на ретушь.
  • Возможность отключения подсветки. Уточните — можно ли, если не сможете своим светом перебить, или заметите паразитные оттенки в тенях.
  • Рабочее место коллег. «На стол набросим кусок бархатной ткани, разложим кисти, ну и прочие инструменты. В зеркало будем только смотреться. Можно?» — не встречал, в нашем городе, возражений на такое обращение-просьбу к администратору. И визажист доволен — большего не надо 🙂
  • Возможность перестановки мебели. Глобальная перестановка исключена, но взять за ножки стул и бережно убрать его из кадра, или вазу… Такие моменты лучше обсудить, с администратором, естественно, накануне фотосъемки, чтобы они все сделали; лучше не самовольничать, мы лишь гости — лучшая тактика.

Идем дальше.

Заброшенный объект

Популярная локация. Помимо базовых задач:

  1. Выбор света.
  2. Способ доставки всего необходимого: команда, техника и реквизит.
  3. Обустройство: где накрасят, переоденут, если задержитесь — накормят.
  4. Безопасность: фотооборудования и всех участников группы.

Рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

  • Согласование доступа. Неожиданно находится охранник / смотритель / владелец — в этом убедились многие, поэтому лучше заранее уточните: кому принадлежат «руины», охраняется ли объект, если нет — кто и когда их посещает: какие субкультуры, почему им нравится это место. Нужно исключить форс-мажор и угрозы жизни или здоровью.
  • Возможные планы. Необходимо найти уголок, который не снимали; если такого нет и почему-то нужно снимать именно «на руинах», то придется найти ответ на вопрос — а как снимали здесь коллеги? Изучите выдачу поисковых систем по данной локации.
  • Погодные условия. Чтобы верно подобрать съемочный день, час, момент (если нужен доступный — естественный свет). Если погода изменится, то что? Если пойдет ливень или задует ветер — реакцией должна быть не паника, а методичные действия: достали дождевик, сложили технику в пылевлагозащитный кейс и т. д.
  • Аптечка. Поднялось давление, заболела голова или пошла кровь носом — случиться с коллегой (или вами) может всякое, и хорошо, если вы сможете оказать первую помощь — важно быть человеком.

Идем дальше.

Библиотека, школа или университет

Некогда популярные локации, не знаю почему. Помимо базовых задач:

  1. Выбор света.
  2. Способ доставки всего необходимого: команда, техника и реквизит.
  3. Обустройство: где накрасят, переоденут, если задержитесь — накормят.
  4. Безопасность: фотооборудования и всех участников группы.

Рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

  • Согласование доступа. Фотограф — террорист, его команда — пособники, — вот так, целенаправленно, искажают зрение сотрудников этих режимных объектов. Множество разрешений / кабинетов / согласований / временные пропуска и наконец осмотр сумок: фотографа и его команды. Запаситесь терпением…
  • Расположение окон. Если нужен естественный свет — окна, которые «выходят» на С, СЗ.
  • Время года / День недели. Каникулы — лучшая пора для визитка. Никто не мешает, и тишина…

Идем дальше.

Частное жилье: квартира, дача или дом

Популярные локации, по объективным причинам. Помимо базовых задач:

  1. Выбор света.
  2. Способ доставки всего необходимого: команда, техника и реквизит.

Рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

  • Расположение окон. Если нужен естественный свет — окна, которые «выходят» на С, СЗ.
  • Свободное пространство и доступные углы съемки. Как правило, компоновка очень грамотная, но плотная — могут попадать в кадр лишние предметы. Изучите свободное пространство заранее, чтобы не тратить время на ретушь.

Все вышеизложенное можно воспринимать как список для самопроверки — чек-лист. Можно его распечатать, вложить в рабочий блокнот и, при необходимости, вносить свои правки.

Дополнено 28.09.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: