— Основные признаки фотостудии?

— Интерьерная зона?

— Нет.

— Световое оборудование?

— Да!

/Устами профессии/

«От ремесла к искусству» — это не только мемуары фотографа, который многое повидал и во многом сумел разобраться, но и возможность отправиться в прошлое — к истокам фото… вот за что спасибо Моисею Соломоновичу, так это за наглядные грани, между искусством и тем, во что скатывается фотография, если за нее берется мещанин.

Аляповатая ретушь, бутафория… естественный свет — наверное, это единственное, что было востребовано тогда и сейчас, но свет из окна тогда — это необходимость, аналогичный прием сегодня — это возможный сценарий, который доступен изначально… сценарий, на котором, в наши дни, продолжают зарабатывать деньги…

…но уже не фотограф, а тот, кто умеет обвести его вокруг пальца:

  • предлагаем условия для фотосъемки со светом от окна;
  • наша фотостудия — это естественный свет, разнообразные интерьеры.

Но, если мы откроем словарь или страницу Википедии, то узнаем:

Фотостудия (от др.-греч. φως / φωτος — свет и итал. studio — ателье, мастерская) — специальное помещение, оборудованное световой аппаратурой для проведения фотосъемок.

Помещение, которое оборудовано… мастерская… условия для управления светом… конечно, прочитать там можно многое, но хватит и этого, чтобы понять: аренда помещения, которое не оснащено студийным светом — это не аренда фотостудии, а плата за воздух!

Студийный свет, студийное освещение — само название, как бы намекает:

  • где его место;
  • кто с ним работает.

Не хотим / не можем — можно арендовать комнату, дом или иное помещение, которое совсем недорого стоит, если сравнивать с арендой «фотостудии с естественным светом», и ничуть ей не уступает, если критерий — все тот же свет:

  • дома он такой же;
  • но время наше не ограничено;
  • как и ассортимент задних планов / интерьеров / фонов.

Естественный свет — это хорошо, плохо лишь то, что на общедоступном свете зарабатывают, пытаются, но… если мы хотим, чтобы фотостудии стали лучше: интерьеры ушли туда, где им место — на свалку истории, — студийный свет стал нормой, то необходимо понять:

  • фотограф, для владельца студии — клиент, не более того;
  • постоянный свет — бесплатно, киловаттные источники света — денежка энергетикам, по итогам месяца, денежка производителю оборудования… денежка сервису;

Владельцы фотостудий это поняли. Более того — внимательно просчитали свою прибыль. Не смогли пройти мимо — придумали уловку, привили моду, которая поможет снизить издержки и увеличить их прибыль.

Единственный вопрос — когда сие поймет фотограф?

fotostudii-s-estestvennym-svetom

Фотостудии с естественным светом

За стандартную фотосъемку — продолжительностью 2-4 часа, — киловаттными приборами и особенно здорово, если они постоянного света, фотографы существенно уменьшают прибыль владельца фотостудии — измерительные приборы не дремлют, лампы изнашиваются, но если фотографы отказываются от светового оборудования… Кхм, интересный момент — почему, и отказываются, и веруют — что это правильно?

Без оценки естественного света не обойтись, его преимущества:

  • стоимость; абсолютно бесплатно; но, как мы видим — можно продать и его;
  • размер источника; не ограничен: нужно большое окно — пожалуйста, можно найти и 2х3 метра, и 3х5 метров, если этого мало — можно задействовать потолок и стены, это бесплатно, опять же, в отличии от софтбоксов, которые и меньше, и стоят денег.

И недостатки:

  • изменчивость; цветовая температура зависит от времени года и погодных условий, на часы тоже нужно посматривать — цветовая температура зависит от времени суток, так же от этих условий зависит угол падения и количество света… стабильности нет — не самое приятное, но первое, что необходимо знать про естественный свет;
  • ограниченность; зимой световой день короче — возможности работы меньше. Ждать, когда нужно работать — не самое приятное. Еще момент — невозможно «заморозить» движение, что критично, если коммерческая съемка… вода… летающие предметы и т. д.;
  • необходимость доработки; в первых фотостудиях (фотоателье) использовали системы штор, жалюзи, чтобы ограничивать, направлять поступающий свет — прототип наших светоформирующих насадок — да. Пример того, как нужно работать со светом от окна — вновь да!

Естественный свет — отнюдь не простая забава и не эталонная, есть задачи — сюжеты — где его применение оправдано, но… за свои деньги нужно получать новые возможности (а не тот инструмент, который доступен изначально, причем — абсолютно бесплатно).

Вместо заключения

Естественный свет — отнюдь не панацея, не гарант чего-то там…

…такая же световая кисть, как софтбокс, портретная тарелка, обычный фонарик или восковая свечка… но, в отличии от профессионального оборудования — переменчивая:

  • в течении дня;
  • в течении года.

Кое-что можно нивелировать, но многое — попросту принять.

Не одобряю возгласы: «Снимаю с естественным светом! Не признаю искусственный!» Хотя и сам очень часто прибегаю к его помощи:

  • чтобы найти новую схему света,
  • подобрать оптимальные углы падения,
  • сфотографировать человека, который «оживает» вне студии.

«Под каждую задачу — своя кисть», — это понимаешь не сразу, но чем раньше, тем лучше (и самое главное — самому фотографу).

Да, естественный свет — искомый, его использовали изначально; фотоателье были устроены, спроектированы так, чтобы работать со светом от окна, но это была необходимость:

  • светочувствительность материалов была ничтожной,
  • выдержки — огромными,
  • мощности первых искусственных источников света — минимальными.

Не было фетишизма — была необходимость.

Сейчас наши возможности шире — зачем оплачивать регресс? Зачем оплачивать то, что стоит бесплатно? Зачем арендовать обычное помещение, если нужна фотостудия? Надеюсь, что сия заметка поможет найти ответы на эти простые вопросы.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: