Выбор фотостудии для аредны — первостепенная задача фотографа, который не обзавелся своим углом для творческих экспериментов и будней ремесленника. Мне показалось странным, что в интернете большинство советов по выбору дают владельцы фотостудий (а не фотографы) и решил исправить эту ситуацию, оставить свои рекомендации, которые необходимо учитывать фотографу при поиске оптимальной площадки для работы.

kak-vybrat-fotostudiyu-logo

При выборе фотостудии я смотрю на следующие критерии:

  • Оборудование.
  • Фон, реквизит.
  • Площадь.
  • Персонал и сервис.
  • Приятные мелочи.

Я прошу заранее простить меня за субъективность, с которой буду излагать свои мысли, т. к. в основном занимаюсь арт-фотографией, лишь изредка погружаясь в необходимость трудиться над коммерческой фотографией, с ее аудиторией и спецификой.

В любом случае, истина неизменна:

«Сколько людей — столько и мнений».

Я лишь обосную свою точку зрения.

На что обратить внимание при выборе фотостудии

Оборудование

Студийный свет — главный вопрос, который приводит меня в фотостудию, т.к. наличие осветительного оборудования отличает фотостудию от комнаты, жилого / нежилого помещения (в котором я могу снимать бесплатно, используя окно и отражатели).

В оценке студийного оборудования, я рекомендую смотреть на:

— Тип освещения

В большинстве фотостудий нас ждет импульсный свет (Elinchrom, Falcon Eyes, Hensel, Profoto и т.д) который достаточен для решения основных задач фотографа. Но для творческих решений и для любителей ювелирной точности в светописи, я рекомендую заглянуть в студии, предоставляющие возможность работать с источниками постоянного света (Dedolight, к примеру). Да, постоянный свет — это непопулярное решение и часто маскируется термином «интерьерная студия и возможность фотосъемки с естественным светом», но про «плату за воздух» я уже говорил в одной из прошлых статей, рекомендую к прочтению.

— Мощность источников освещения

Тут все просто. Чем больше — тем лучше, но в разумных пределах (ибо цена). Рекомендуемый минимум — 500Вт. Меньше не советую, т. к. любая светоформирующая насадка снижает световой поток, а значит нам придется открыть шире диафрагму и лишить коммерческого заказчика вожделенной детализации.

Отдельного внимания заслуживает и мощность пилотного света, возможность его регулировки. Бывали случаи, когда владельцы студий, с целью «экономии», заменяли родные лампы на маломощные, что делало непригодным использование пилотного света для оценки светотеневого рисунка.

— Насадки

Если говорить о фотографировании людей, то портретисту окажутся полезны: портретная тарелка, соты, октобокс, рефлектор, софтбокс, стрипбокс. Про зонты забудьте, в студии дождя не бывает. 🙂 Количество насадок и «любимые сочетания» подбирает каждый фотограф под себя. Вначале пути вам не избежать необходимости попробовать все и оставить нужное, в рамках вашего стиля.

— Количество источников освещения

«Народная мудрость» гласит: Один рисующий, один заполняющий и фоновый. Но есть еще ваши предпочтения, которые могут довольствоваться одним источником света или потребовать 6-8. Что я хочу этим сказать? Выбирайте студии, которые обеспечат вас нужным количеством источников света, но с поправкой — один в запасе. Вдруг сбой или поломка, а время тарифицируется из вашего кошелька. У фотографа нет времени на форс-мажоры.

— Синхронизаторы

Как правило, заботливый администратор подскажет новичку скорость синхронизации со вспышками. Ведь производители моноблоков разные, синхронизаторы — тоже разные, да и реакция на полу-темный кадр у фотографов тоже разная. 🙂 Если сделали такой — не пугайтесь, просто уточните индивидуальную ситуацию, возможно привычные 1/160 / 1/250 неуместны при работе с выбранным оборудованием.

— Стойки, подвесная система крепления

Все студийные источники освещения используют две системы крепления: стойки и «рельсы». В первом случае, по сути, вы используете специальные штативы, на которые и крепится источник освещения. Во втором — осветительные приборы размещаются на «рельсах», которые закрепляются на потолке и позволяют перемещать источники света, меняя расстояние до снимаемого объекта. Вопреки рекомендациям, я не нашел для себя преимущества в «рельсах», а скорее наоборот — ограничение, все той же рамкой, закрепленной на потолке. Как правило, каркас делается над снимаемой площадкой, а не над всем свободным пространством, что лишает такую систему мобильности, которую обеспечивает простой «журавль».

Фон, реквизит

— Фон

Одни фотостудии предлагают использовать бумажный фон, другие — тканевый. И те и другие, предоставят вам черный, серый, белый и пару цветных фонов. Это минимум. Но есть и расширенное предложение для фотографа: фактурные ткани и стены, художественный фон, интерьерные зоны. Ну и циклорама, куда же без нее. 🙂 Что использовать фотографу?

На мой взгляд, что проще, то и выбирать. Нейтральные фоны удобны тем, что не вызывают ассоциативной привязки к локации. А если проще… Стена из кирпичиков на одной фотографии, на другой, а в третий раз не получится, ибо заказчик не пожелает быть клоном.

— Про интерьерные зоны

Есть две проблемы интерьерных студий: первая — что они появились на свет, а вторая — примитивность «дизайн-решений». Все эти камины, лавочки, и прочие поделки из папье-маше копируются из учебников прошлого столетия, символизируя собой кризис развития и мышления. Ну и непонимания, что интерьер это не расстановка предметов в замкнутом пространстве, а еще и функциональное назначение, чего попросту нет в современных студиях. О проблеме узнаваемости молчу, вы и сами знаете…

— Реквизит

К реквизиту принято относить стулья, кресла, игрушки, элементы одежды, чемоданы и т. д. Как правило, этого барахла достаточно в семейных фотостудиях, ну и там, где целевая аудитория любит сидеть у камина или под елочкой. Сей наполнитель для кадра дается безвозмездно, т. е. даром, ибо за деньги никто к нему не притронется. 🙂

На мой взгляд, в студии, из реквизита, должен присутствовать классический деревянный стул, дабы фотограф мог удобно расположить в кадре портретируемого и не фотографировать узнаваемую мебель.

И еще… Если вам очень-очень необходим реквизит для фотографии, то потратьте время и сделайте / найдите свой, индивидуальный. Это гораздо лучше и заказчик оценит, одарит рублем.

Площадь

Вопреки рекомендациям, все тех же владельцев студий, это позабытый совет, который учитывается по привычке.

О чем это я?

Прошли времена, когда фотостудии создавались для галочки, или ради бабла. Теперь это индустрия, серьезный бизнес. Технические требования к помещению владельцы знают не хуже фотографа (зачастую фотограф и есть владелец). И минимальные 30кв.м. присутствуют в любой фотостудии, а 50кв.м. становятся рабочей нормой уже сейчас. Так что, мой вам совет, перестаньте считать площадь, акцентируйте внимание на полезном пространстве.

Опа, о чем это я вновь?

Дело в том, что многие студии делят рабочее пространство на зоны:

  • Прямо пойдешь — в тканевый фон попадешь.
  • Налево пойдешь — в камине застрянешь.
  • Направо пойдешь — кирпичную стену встретишь.

Все эти разделения вызывают загромождение свободного (рабочего) пространства и ограничивают передвижение фотографа, портретируемого. Бывали случаи, что по-умолчанию расстояние между стенами — 5 метров и это комфортно для работы с человеком. НО! Портретируемый не прислоняется к стене (отнимаем 40-70см), да и фотограф предпочитает не вытирать стены (отнимаем еще 40-70см), а еще может мешать статичный реквизит интерьерной зоны и полезное расстояние до модели окажется равным 3 метрам. Что приемлемо, но не для всех фокусных расстояний.

Отсюда совет: смотрите на габариты студии, но всегда спрашивайте и учитывайте реальное свободное пространство для работы. За него вы и платите.

Что касается высоты потолков, то 3-4 метра вам вполне хватит для большинства задач.

Персонал

Опытный администратор — отличный помощник. Вы первый раз в данной студии? Админ подскажет цветовую температуру. Зачем? Она (температура) изначально разная у всех производителей, что полезно учитывать еще ДО съемки. А если стены в студии окрашены в разный цвет (одна белая, а другая зеленая, к примеру), то это увеличивает погрешность и способствует появлению вопросов у заказчика, если вы сразу выводите изображение на монитор. Хороший администратор знает ВСЕ огрехи своей студии и готов дать ценные советы.

Про синхронизацию мы говорили выше, но часто новичкам требуется еще и помощь в расстановке света, замене насадок, освоении реквизита и дополнительного оборудования (дым-машина, к примеру).

Отдельным пунктом можно учесть и сервис, информативность сайта и доступность администратора онлайн.

Приятные мелочи

Мы определись с тем, на что стоит всегда обращать внимание при аренде фотостудии. Но есть еще излишки, эдакие «плюшки», которые и не обязательны, но помогают сделать жизнь фотографа лучше.

— Флаги, рамы

На первых порах это излишки. По мере накопления опыта — необходимая часть оборудования.

— Монитор, wi-fi

Технические излишки, ставшие нормой, а порой — острой необходимостью. Если вы, к примеру, снимаете для заказчика, который оценивает ваши фотографии на своем iphone, попивая коктейли на одном из пляжей мира.

— Абонемент

Хорошая штука, ибо помогает экономить финансовые средства.

— Гримерка

Ряд студий предлагает отдельную (т. е. вне зала) гримерку. Это удобно, т. к. позволяет визажисту приехать раньше и подготовить модель вне съемочного времени. Экономия бюджета. 🙂

— Кухня

Нужна, если вы фуд-фотограф. И полезна, если вы сутками не вылазите из студии. Кушать надо и отвлекаться от фотосъемки тоже. 🙂

— Местоположение

Ради хорошего света фотограф готов ехать через весь город. А толковый заказчик вслед за фотографом, но все же приятно, когда студия имеет удобный подъезд, парковку и не спрятана на безымянных улочках промзоны.

В качестве заключения

Большинство фотографов начинает выбор студии с вопроса — «Сколько?» На мой взгляд это неверно. Часто в стоимость аренды включены «старания дизайнера», удобный проезд, престижность и раскрученность студии. Но на проверку оказывается, что работать придется с тремя китайскими «пыхами». Что не есть хорошо… Верно?

Излагая свои мысли, я хотел подтолкнуть читателя к пониманию:

  • Главное в аренде фотостудии — инструмент (световое оборудование), которым не обладает фотограф.
  • Пространство вторично и лучше когда оно не загромождено интерьерными решениями, и прочим шаблонным мусором.
  • Лучшая студия — та, которая расширяет творческие возможности фотографа.
  • Спрашивая «сколько» важно не слушать ответ, а смотреть на потенциальные возможности, которые вы получаете в обмен на финансы.
  • Выбирая фотостудию, не забывайте посетить ее лично, еще до начала фотосъемки.

Следуя этим простым советам, вы без труда выберете студию, которая подойдет именно вам.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: