В своем списке лучшего для фотографа я упомянул и фотостудию, сказав:

Лучшая студия — та, в которой ничего нет.

Думаю многие не оценили эту лаконичность, и более того, судя по некоторым репликам из личных разговоров, у меня сложилось впечатление, что я излишне расфилософствовался в тот момент и понимание «чистой студии» трактуется буквально, зачастую потехи ради.

Прошло время, немного изменился и я. Серьезные коррективы претерпело творчество. Но отношение к фотостудии, точнее к ее роли в жизни фотографа, ничуть не изменилось.

interernaya-fotostudiya-nadobnost-i-perspektivy-logo

Сегодня я решил рассказать о понимании «чистой студии» и трендах, создающих мусор.

Эта статья — личное мнение, которое можно принять, осудить или… Дело ваше. Моя задача — донести свою точку зрения до коллег, владельцев бизнеса и заказчиков.

Теория интерьерной фотостудии

Перед написанием статьи, я посмотрел массу интернет-источников, с целью найти словарь, в котором найдется расшифровка термина интерьерная фотостудия. Но к моему удивлению, таких источников найти не удалось.

Тогда я подошел к теме иначе, с разделения на интерьер и фотостудию. Как вы понимаете, это оказалось простой задачей, но есть одна значимая оговорка:

Большинство интерьерных фотостудий делает ставку, в своем продвижении, на естественное освещение.

Но из прошлой статьи, про студии с естественным освещением, мы знаем, что это обман и фотограф будет платить «за воздух», пока владелец «фотостудии» считает пиастры.

Но не будем повторяться.

Понимание интерьера

Начнем с определения интерьера, благо википедию наполнили соответствующей информацией:

Интерье́р (фр. intérieur < лат. interior — внутренний, антоним экстерьер) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме.

Но этого мне оказалось мало и я решил определить для себя значение художественного оформления. Обратившись к знакомым дизайнерам (ибо в словарях нужного термина нет), я выслушал много мыслей на этот счет и в итоге получается такое определение:

Художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешнее проявления формы).

Вижу многие хлопают в ладоши, особенно владельцы фотостудий. Ведь при беглом прочтении, все хорошо. Но позвольте забить первый гвоздь в крышку.

Ключевые моменты интерьера — это художественное восприятие и функциональное применение. А вот теперь честно, скажите себе: где в интерьерных фотостудиях функциональное применение?

Приведу примеры:

Камин
  • Не могу знать, кто предложил называть п-образную лепнину камином, но позвольте спросить: а как я могу использовать функциональное наполнение этой части интерьера? Дровишки пластиковые, изредка настоящие. При попытке чиркнуть спичкой я окажусь в известном месте, с необходимостью писать. Но уже не статью, а другой документ. Ну а вы, тем временем, будете мешаться под ногами пожарных, ведь дымохода нет, камин не настоящий.
Пианино
  • Не настроенное, зачастую «выпотрошенное». Скажите, где здесь функциональность?
Кровать
  • Останьтесь в студии на ночь. Поспите на своих белых кроватках и поверьте, избавитесь вы от этого белоснежного мусора быстро и навсегда. Функционал способствует направлению к невропатологу, не более того.

Подобным образом можно разобрать каждую деталь интерьерной фотостудии и прийти к пониманию, что современная интерьерная зона в студии — имитация, продукт выставочный (громко сказано, в музее свалке не бывать), непригодный для жизни человека. Но можно поспешить и оправдаться «художественностью», которой необязательна функциональность.

Не спешите… Второй гвоздь.

Эстетика. Вопрос сложный, особенно в нашей стране, где все очень не просто с пониманием и развитием визуального языка. Трактовкой образов и символов. Хотя… Это многим на руку.

Немного теории:

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησις — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Расплывчатое определение. И это неприятно. Особенно в ситуации, когда ты стремишься пояснить, что:

  • Если идея зоны (образ) множится в рамках всей страны и не является продуктом мышления дизайнера, его идеальным представлением о предмете (художественно-образная модель) , то это не искусство. И художественности тут нет.
  • Если в идее камина не выражена ваша личная философия, внутреннее видение и мироощущение, то это не искусство. Эстетики тут нет.
  • Если создавая интерьерную зону, дизайнер не задумывается о психосоматическом состоянии человека (теория эмоций и причины реакций, к примеру), то не надо громких слов. Эстетики тут нет, а вот последствия… Увы, порой бывают.
  • Если интерьерная студия понимается как набор сочетающихся предметов (по стилю, тону, назначению), то это предметная свалка, а не интерьер. Художественности тут нет и про эстетику лучше молчать.
  • Если создание неповторимой атмосферы сводится к «выбиванию» шаблонной эмоции посетителя, в ответ на видимое нагромождение в помещении, то это мошенничество и никакого искусства в этом нет.

И если вы прикрываясь «работой дизайнера», все еще отстаиваете принадлежность своего папье-маше к интерьеру, то вспомните слова Ричарда Редгрейва:

«Дизайн имеет двойственную природу. На первом месте — строгое соответствие назначению создаваемой вещи. На втором — украшение или орнаментирование этой полезной структуры. Слово «дизайн» для многих связывается чаще всего со вторым, с независимым орнаментом, противопоставленным полезной функции, нежели с единством обеих сторон».

И наконец-то верните свои деньги, отданные мошеннику, чьему «авторству» принадлежит ваш «дизайн». Очистите пространство и создайте новое, но при условии — что у вас есть представление о технологической форме и эстетической ценности.

Понимание фотостудии

Как правило, презентация интерьерной фотостудии сводится к словам: волшебно, удобно, ощущение, интерьерные зоны, искусство, пару слов о вложениях души, личных «муках» владельца, ну и пара реплик о возможности делать «какие-то» снимки.

Последнее зависит от целевой аудитории, на которую и намечен новоиспеченный интерьер.

Все.

А теперь подумаем:

  • Где полезная информация для заказчика и коллег.
  • Где хоть слово «не о себе».
  • Где решение проблемы, ради которой создавалось бизнес-решение.

Не знаю как вы, я слышу следующее: облачно, эфемерно, воздушно. Но такие расшифровки — дурной тон и в пример ставят 19 столетие (умалчивая о технологических возможностях той поры) и его интерьерные студии. Времена пальм, тумб и прочего мусора, о котором нам рассказывают уцелевшие карточки и слова многих фотографов, среди которых и Моисей Наппельбаум.

Не знаю как вы, а я считаю современные интерьерные фотостудии продуктом маркетинга, потому что:

  • Создаются как бизнес-решение, а не фотостудия (т. е. мастерская фотографа).
  • Акцентируются на себе, а не на целевой аудитории и ее потребностях.
  • Искусственно создают потребность в своем наличии. В ход идут инструменты маркетинга, акценты на психологические слабости и животную природу человека.
  • Не понимают (или не знают) природы фотографии. Игнорируют световое оборудование, считая его вторичным «наполнителем». Хотя для фотографа — это первичный инструмент, за который он и платит при аренде студии. «Мусор» он и сам принесет, достаточного согласия администрации.
  • Интерьер — уловка, вожделенный инструмент владельцев студий, т. к. позволяет сократить сроки окупаемости проекта. Правда с ущербом, наносимым мышлению, творчеству и карману фотографа (в большинстве своем, 2/3 ценника это надбавка за «интерьер»).
  • Последствия искусственного тренда ощущаются не только фотографами, но и заказчиками. Чахнет культура, чувство прекрасного, затормаживается локальное развитие и понимание ценности фотографии. Непоправимый вред, если быть честным.
  • Действия владельцев легко пояснить «Окном Овертона», но об этом позже.

Согласен, мои слова субъективны и отражают точку зрения одного фотографа. Поэтому уделите 10-30 минут, зайдите на все известные вам сайты интерьерных фотостудий и оглянитесь. Уверен, вы увидите много «о себе» и крохи информации, которая полезная для фотографа. В этом и кроется отличие бизнес-продуктов от мастерских.

Это был третий гвоздь, но еще имеется зазор, продолжим.

Обман фотографов

Большинство интерьерных фотостудий стремится «культивировать» свою аудиторию. Указывать ей как надо, что лучше. Ведь это проще, чем работать над собой и слышать, что именно от тебя ждут и в чем нуждаются. Это труд, а бизнес к нему не приучен.

В усладу собственной лени, описание интерьерных студий пестрит словами:

  • О количестве и облике интерьерных зон.
  • О домашнем гостеприимстве и уюте.
  • О температуре, контроле климата.
  • О звуковых эффектах. Так музыку обозвали. 🙂
  • О реквизите и прочем барахле.
  • О персонале, облик которого стал (опаньки!), по мнению владельцев студии, первостепенным.
  • О «звезде», имевшей оплошность посетить сей «рай».
  • О своем «курсе». Ну это про любовь, нежность и прочие эфемерные закидоны.
  • О возможности сделать неповторимые фотографии. *facepalm*

Прибавьте к этому слова про уникальность (ничем не подтвержденную), ряд заезженных фраз и вы получите типичное позиционирование интерьерной студии.

Но буду честен. Есть интерьерные фотостудии (их меньшинство) которые не забывают и про оборудование. Укажут количество, качество и перспективы расширения. Но это штучные объекты, им хвала.

Но в большинстве своем, владельцы «интерьеров» акцентируют свое внимание на захвате локального рынка, прибегая к рекламным кампаниям, ереси в социальных сетях, ну и бесконечному количеству пустых МК, цель которых — реклама.

У меня вопрос к таким владельцам:

А вы занимаетесь аналитикой своей деятельности? Тех же рекламных кампаний. Оцениваете ли вы прибыль, с поправкой на временную перспективу и анализируете ли вы свою целевую аудиторию? Не только ее разовую платежеспособность, но и частоту визитов, количество арендованного времени. А так же перспективу от постоянного сотрудничества с теми, кто приведет к вам коллегу-ремесленника, а не домохозяйку с необходимостью часик пощелкать малыша…

Я все это говорю к тому, что многие владельцы фотостудий не видят будущего. Ни для аудитории, ни для себя. Они привыкли жить настоящим, в собственной зоне комфорта. Где иллюзорное волшебно, красота, любовь.

Один культурный скачок и снова повторится история. Исчезнут помещения, позабудется мусор и останутся в мире мастерские. Да, странно. Но это ближе, чем вы оцениваете.

А что до нашего брата…

На момент написания статьи, пласт фотографов находится в неудобной ситуации:

  • Агрессивная реклама интерьеров закрыла собой мастерские и по привычке фотограф обращается к бизнесу, переплачивает и пользуется не самым лучшим инструментом.
  • Платит за доступ к тому, что есть вокруг нас и доступно бесплатно: крыша над головой, доступный свет. Зачем платим? Ответ прост — приучили.
  • Зависит от заказчика. Ведь зритель насмотрелся рекламы и считает, что только «у камина» и есть фотография, а черный фон это как-то не позитивно и «что вы батенька, это вчерашний день».
  • Теряет время. Драгоценный ресурс. Ведь будем честны. Фотограф учится не только во время своих творческих проектов, но и на коммерческих съемках. Учиться всегда и везде — верный путь фотографа.
  • Морально и культурно слабеет. Лепнина выключает мышление и работа над композицией сводится к эпохе примитивов, что отражается на портфолио автора и необходимости ежегодного обновления.
  • Загнаны в неудобную нишу, из которой тяжело выбраться, если не наступить на горло своей финансовой алчности, лени, маркетингу, желанию приравнивать свою деятельность к сфере услуг.
  • В погоне за индивидуальностью, стали копией. В повествованиях уперлись в шаблоны: строптивость, ваниль или заложник печального образа. А ведь все проще:

Будь собой. Секретов нет.

  • Стали марионетками. Как дети в супермаркете. Не думай, не смотри. Мы сами положим нужный продукт в твою корзину, ты главное оплати на кассе и возвращайся вновь. А мы заменим стеллажи, обновим персонал и ты вновь купишь, но то, что предложим мы, без права выбора. Увы, но это правда. Потребности фотографа, на данный момент, слабее финансового аппетита бизнеса. Отсюда и расстановка приоритетов.

Говоря все это, я не хочу обидеть владельцев фотостудий, напротив — подаю сигнал наверх, дабы услышали. Ведь что скрывать, давление идет сверху. Сейчас студии управляют фотографами и как следствие — потребностями заказчика.

И это еще один гвоздь, отнюдь не последний.

Обман заказчиков

Все больше людей ищет фотографа через интернет. Особой популярностью пользуются социальные сети и это логично:

  1. Ненужно покидать используемую площадку, зону комфорта.
  2. Ненужно самому выбирать, есть лайки.
  3. Ненужно изучать тренды, стили и понимать разницу между фотографией и картинкой, продуктом. Все сегментировано по ценам.

И тут вспоминается:

Если не видно разницы, то зачем платить больше?

Действительно. У всех (на кого пал взор) камины, ванилька и такие же, как я представляю, лица на фото. Посему:

— Вот мои деньги. Сделайте мне красиво.

С точки зрения эпохи, грамотный потребитель поступил верно. Но у меня вопрос:

Где грамотность?

Где мышление, оценка своей потребности, постановка чернового ТЗ, согласно которому и выбирается фотограф. С нынешним подходом, потребитель выбирает только кошелек, в который опустит денежку. Больше ничего. Все продумано за него.

И это свобода?

Пока большинство думает, где же его обманули и почему все так, я малость поясню:

  • Служа трендам, фотограф лишается индивидуальности. Слушая бизнес — утрачивает самостоятельность. Но он хочет кушать (а еще новую камеру, парк оптики, жизнь на Бали и т. д.) и поддерживает давление сверху, перекладывая часть нагрузки на заказчика. А вот соглашаясь платить за чужие ошибки, заказчик — проигравшая сторона. Ведь приобретается продукт, не имеющий ценности, но в обмен на деньги, которые заработаны трудом, в обмен на самый ценный и невосполнимый ресурс — время.

Ах да, есть еще понимание фотографии как развлечения… Простите балбеса.

  • Большинство заказчиков расценивает фотографию как средство самовыражения. Меньшая публика — как наследие. Еще меньшая аудитория — как инвестицию. Веские различия между ними ничто, а вот идентичность получаемого продукта в рамках города, страны, мира — это все. Мошенничество, ведь заказчик ищет индивидуальность, а получит жалкую копию.
  • Фотостудии получили прямой доступ к заказчику. Прямое воздействие инструментами маркетинга и вот уже «грамотный потребитель» точно знает в какую студию ему надо идти и согласно какому графику (14, 23, 8, 9 и т. д.). Осталась «малость» — выбрать фотографа. Что это? Мы видим, что сейчас все перевернули с ног на голову. Нужен не фотограф, который подберет студию согласно поставленным задачам, а «официант», который согласится поработать на выбранной площадке и за фиксированную плату, ибо демпинг!

Как мы видим, агрессивной рекламой и рассылками, современному заказчику предоставили доступ к информации, которую они неспособны применить. Этим и пользуется бизнес.

И это не последний гвоздь…

Вывод / Решение

В нынешней ситуации виновны все: студии, фотографы, заказчики. И действия участвующих сторон сводятся к простому:

Изначально, разовое выполнение просьбы, направленной на обслуживание корыстной цели. С последующим прогрессом и навязыванием собственных интересов. Сначала: ладно, потерпим камин в углу, но работаем с бумажным фоном. Чуть погодя: эх, мамочка желает посидеть у камина с дочкой, щелкну, ведь платят. Еще чуть позже: я интерьерный фотограф. Спустя годы: интерьеры — это тренд и фотография, а студии — я вас люблю. Ну и реальность: фотограф — марионетка, а веревочки в бизнес-руке.

Вспоминается «Окно Овертона» или феномен «Нога в двери», для интересующихся, обязательно к изучению.

Несогласны? Я бы рад ошибиться, но в городах стремительно исчезают чистые студии, а фотография, в плане восприятия, забыла о визуальном языке и воспринимается как утилитарность, что является самой низшей ступенью в жизни человека

И если говорить о будущем, то разделим его оценку на взгляды участвующих сторон:

  • Интерьерные фотостудии. Имеют право на жизнь, но при условии тесного сотрудничества с дизайнерами и проработкой грамотного индивидуального интерьера, ну и обязательной закупкой качественного комплекта света (да, пора забывать про бюджетные решения). Но это дорого и невыгодно для бизнеса, да и не выдержит конкуренции с реальными интерьерами (дизайн-отели, гостиничные номера и прочие апартаменты). Как прогноз: укрепление позиций в сфере развлечений, с вынужденной стагнацией; последний гвоздь в крышку вобьет время, отправив ящик на склад истории.
  • Фотографы. Все возвращается на свои места и фотограф имеющий собственный комплект света — свободен. В своих творческих изысканиях, в развитии стиля и главное — от веревок бизнеса и популистской аудитории. Игнорируя желание развиваться, боюсь фотограф окажется проигравшим. Взаимодействие с интерьерной фотостудией, в обход фотографа, дает возможность заказчику пощелкать себя самостоятельно. Ничуть не хуже, ибо уровень этой ниши крайне низок. В ближайшие годы мы станем свидетелями такой ситуации, хотя могу и ошибаться, ибо я простой человек.
  • Заказчики. Грамотность. Во главу угла вложен этот камень, о который, с радостью, и спотыкается потребитель. А ведь решение простое: понять, что платить фотографу нужно за результат (итоговую фотографию), за работу, а не за время и развлекательный контент. Собственная образованность — решение, выход из ситуации, где заказчик — потерпевшая сторона.

Если сказать обобщенно, то:

Интерьерные студии будут удерживать позиции, пока: фотограф будет требовать деньги за должность, а не за проделанную работу (результат); клиент будет нуждаться в развлечении; а фотостудии продолжат позиционировать себя как участники сферы услуг, но предлагающие не то, что от них требуется, а впаривающие то, на что способны раскошелиться.

Признаться, я буду верить в лучший сценарий и что в будущем мы увидим преображенные интерьеры, восстановление иерархии и структуры работы в профессии фотографа. Наивный?

Да, согласен. Но глупо не замечать борьбы, способной изменить будущее:

  • Фотографы борются за просвещение, в надежде на культурное прозрение, которое забьет последний гвоздь в крышку интерьерных фотостудий и упокоит их на складе истории.
  • Студии борются за сохранение зоны комфорта, стагнацию. Стимулируют искусственное предложение, в надежде на увеличение прибыли, на фоне деградации общества.

И все это противоборство ежедневно обрушивается на умы людей, потенциальных заказчиков.

Быть интерьерам в студии или не быть? Покажет время.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: