Затрагивая тему критики, прямых оскорблений или целенаправленного прожигания жизни на потребу темным сторонам своей духовной жизни, стоит отметить существование нейтрали, и наиболее непонятого облика непрошеного высказывания, которое принято называть критикой конструктивного толка.
Одни приписывают ее направленности свои едкие непрошеные замечания, другие — емкие, с горечью произнесенные слова, которые помогают вопрошающему измениться к лучшему. И в одном и в другом случае есть намек на правду, но сдается мне, что оба настроения могут чем-то дополнять друг друга (к примеру, учитель может прогневаться, разорвать отпечатки, слов и эмоций не жалеть, но не потому-что он так самоутверждается, а потому что ученик отнюдь от этого не пострадает, — есть понимание, что эмоциональная встряска нужна ученику, иначе от его деятельности не будет прока), при обязательном условии — источник критики вызывает и доверие, и уважение, — в заметке попробую пояснить: на чем это все держится, и почему эта, а не какая иная критика, наиболее ценна, если хочется стать носителем культуры.
Отличия конструктивной критики от деструктивной
«Мещанским духом запахло! Слышишь? Приоткрой окно — вдохнем жизни!» — критика ли? А если продолжить: «Не бубни. Молча разложи отпечатки. Что требует внимания — обсудим, что останется неприкосновенным, то останется для урны», — все не выдумки, а зарисовки по памяти, которая помнит наиболее отрезвляющие моменты, за которые благодарен учителю — не случайному человеку.
Искренне верю, что конструктивной мы называем ту критику, которую принимаем; не потому что она нам приятна, а потому что автор замечаний — авторитетный для нас человек. Ему мы себя вверяем, ему доверяем и его слова меньше перепроверяем (потому что полагаемся на тот опыт, которого сами лишены, но который хотели бы перенять), и это часть образования — где за основу берется перенимание образа: мыслей, жизни и прочего.
Измени автора замечаний — изменится восприятие: оценки, наказа, знания. И такую критику, к сожалению, уже сочтут хамством или агрессией.
Из этого предположу, что конструктивная и деструктивная критики отличаются не словами (и интонацией), и не манерой изложения, и не оборотами речи.
Но, чем же тогда?
Любовь.
Хороший учитель не превозносит учеников: любимчики исключены, наказания узаконены, на уговоры попросту не выделяется время, но тирания ли это? Нет. Образовательный процесс — традиционный, который, в отличии от современной системы, формирует личность, а не багаж знаний, который отягощает голову, ради иллюзии осведомленности по теме.
В чем подвох?
«Кого люблю, того и вразумляю!» — повторяют мудрые выходцы из народа. Так вот, когда, от желания нам добра, доктор дает нам горькое лекарство, но, спасает жизнь, то он это делает не ради самоутверждения, но ради любви к нам (просто делает это не так, как нам хотелось бы и как мы привыкли), без которой, он ходил бы на работу по принципу «А оно мне надо?»
Из этого предположу, что конструктивная и деструктивная критики еще отличаются чувством ответственности, перед вопрошающим, за каждое произнесенное слово.
Если замахнуться на терминологию, то предположу:
Конструктивная критика — авторитетное мнение, помощь, на основе беспристрастной оценки ситуации или предмета обсуждения.
Понимание себя помогает отказаться от психологических талмудов, и научиться определять и безошибочно воспринимать поступающую критику;
— первое, что неплохо бы запомнить.

Чья критика может быть конструктивной, а чья — нет
Справедливости ради, стоит отметить, что источниками конструктивной критики могут быть:
- коллеги, причем широкого профиля, — не только фотографы: скульпторы, графики и, не стоит удивляться: режиссеры, операторы, композиторы, поэты и многие другие, кто осознал разницу между разносчиком и носителем культуры;
- члены семьи, если среди таковых есть скептик, который поможет заметить очевидное — ведь именно оно чаще всего упускается из виду, становится причиной большинства бед и так называемых творческих кризисов;
— не только учителя, как ошибочно могло показаться, на основе выше изложенного.
…
Для более полного описания, стоит упомянуть наименее подходящие источники:
- «элементы бюрократической машины»; служение искусству подразумевает жизнь и произведения вне времени, что противоположно деятельности академиков и экспертов от идеологического или мещанского сословия;
- массовый зритель, поскольку он привык иметь свое суждение на основе радио или тв — мало чем отличается от брошюрок, которыми вытеснили книги, еще раньше — том, или многотомное издание по теме;
— актуально, при условии отторжения фотографом человекоугодия.

Как фотографу воспринимать конструктивную критику
Конструктивная критика — благо, как и всякое благо — редкость. Отсюда небольшие советы, по умеренному вкушению пользы:
- Человек, который выделил время на внимательное исследование твоего вопроса, будет отзывчив на протяжении долгого времени, если заметит, что его замечание приняли не столько словом, сколько делом: нашли ошибку — исправил; нашли решение — решил, продемонстрировал измененное произведение, технический процесс и т. д.
- Что-то не понимаешь — уточни. Что-то не принимаешь — не хами. Конструктивная, и в целом — любая, критика становится руганью, если одна из сторон переходит грани в употреблении слов, кому-то известных, кому-то приятных, но в целом малопонятных с образовательной точки зрения. Поменьше монологов, сразу — побольше диалогов!
- По мере развития мастерства, приходит понимание, что нужно выслушивать все, — ну или почти все мнения, но поступать так, как велит сердце (актуально, когда лишен Я, с которого начинается неприязнь любого иного мнения).
Еще неплохо бы почаще напоминать себе слова Паисия Святогорца:
«Те, кто не принимают замечаний даже от людей, которые их любят, в конце концов остаются духовно неотесанными и сами приводят себя в духовную негодность. Как доски, которые не принимают рубанка столяра, отшвыриваются в сторону и идут на бетонную опалубку или на строительные леса, а в конце концов затоптанные и заляпанные цементом сгорают вместе с другим строительным мусором, так в конечном итоге погибают и люди, не принимающие замечаний.»
Емко (я так не умею).
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий