Трудно избежать ошибок в самом начале. Быть может это и не нужно? Ведь не хватайся я и за свадьбы, и за рекламную фотографию, не забывая про основное направление — портреты, ни за чтобы не понял, что прибыль не всегда сопоставима с загруженностью.

Примерно первые 2-3 года я стремился к увеличению количества клиентов: соглашался почти на все предложения, ведь главное — не бездельничать, верно? (Спрашивал я себя.) К клиенту, как правило, главное требование у меня было «платежеспособность», на том и обжегся… нет, не потому что кто-то обманул или вовремя не заплатил, а потому что я осознал, что неверно и глупо распределил свое время: всем клиентам уделял одинаковое количество времени (чтобы, например, обсудить образ или место съемки).

Конечно, изначально я искал «своего» заказчика, но работал со всеми; просто со «своим» мог, как правило, рассчитывать на повторные обращения. Но сейчас не об этом…

В какой-то момент я осознал, что затрачиваемое время должно зависеть от бюджета, а он — и от уровня сложности проекта, и от сроков, и от мотивации заказчика. Было неприятно видеть, проведя нехитрые расчеты, что нет никакой зависимости между загруженностью и прибылью (в моем случае), ведь проходные проекты «съедали время»; в то время как сложные съемки (и те же свадьбы, например) приносили основную прибыль.

Что делать? — Первым делом я попытался обойтись без изменения цен в разгар сезона, но ни сразу понял, что есть моменты, которые никак не «ужать»:

  • предварительная встреча (да, она может быть на 10-15 минут короче, но время, чтобы, в очередной раз, добраться до места встречи, со всеми пробками — нет, не могу);
  • на отбор 10 портретов, с персональной фотосъемки, уходит не намного меньше минут (а то и часов), чем на отбор 300 кадров со свадьбы (увы, но у меня было так);
  • печать и обрамление фотографий: неважно какой снимок «уходит в багет» (время и на то, чтобы выполнить эти процессы и доставить готовый продукт — почти одинаково).
  • <…>

«Увы», пришлось повысить цены. Естественно, часть клиентов отказалась от моих услуг, но в перспективе я выиграл, поскольку дальнейшее развитие стало опираться по постоянный рост, как уровня фотографии, так и организации всех рабочих процессов. (И появилось понимание, что нужно учиться больше зарабатывать на текущих клиентах, и искать своего зрителя, хотя с последним все не так просто, и подходит не для всех регионов / городов.)

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: