nedobrosovestnye-klienty

Полагаю многим знакома ситуация:

— Вы что, мне не доверяете?

— …

Признаться, поначалу я не знал, как вести себя в таких ситуациях. Мысли о том, что клиенты, новые или вернувшиеся, могут обмануть и не заплатить, например, мне казались «лишними», т. е. неуместными и оскорбительными по отношению к собеседнику. Тоже касалось «правок»; многочисленные «улучшения» я воспринимал как рутинную особенность (каждый раз находя оправдание поведению отдельных заказчиков, которым сколько правок не внеси, а им «мало», все твердят: «А давайте еще вот тут…»), в каком-то смысле даже как свою обязанность.

Но постепенно появлялся негативный опыт:

  • один — задержал оплату (и никаких извинений, естественно);
  • другой — забыл про съемку, а у меня аренда…
  • еще один — «вдруг» захотел получить исходники;
  • ну и конечно: многие захотели «еще одну правочку…»

В какой-то момент мне все это надоело и я призадумался: почему все так? Мысли были очень разные: от «я ничего не умею» до «нужно переехать в другой город». Но прошла неделька, а с другой пришел и ответ: проблема — устные договоренности.

Решить проблему оказалось легко:

— Вы что, мне не доверяете?

— Доверяю, но письменные договоренности весомей слов.

Да-да, теперь я берусь за проект, только при наличии подписанного договора, в котором четко и недвусмысленно прописаны все нюансы сотрудничества, а так же количество «доступных», т. е. бесплатных правок, сроки оплаты, контактное лицо, и много чего еще, что может «вдруг» потребоваться или случиться.

Я не вижу в этом ничего постыдного или унизительного для тех, кто ничего не замышляет, ну а тем, кого это не устраивает, я говорю прямо: «Не будем знакомы!»

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: