s-kakimi-klientami-luchshe-ne-rabotat

Фотография учит терпению, внимательности, избирательности и умению говорить «нет». Это может показаться странным, но касательно ремесла — все так. Полезно работать со всеми, но постепенно нужно искать тех, с кем тебя не прихватит сердечко, или чего хуже.

Постепенно, по мере наблюдения за людьми, которым я помогаю в создании фотографий, сам того не осознавая, я начал составлять список пожеланий к образу клиента, с которым я могу в принципе быть собой, работать на полную, а не подстраиваться, пытаясь спасти ситуацию, на которую ему, как правило, глубоко наплевать, ведь «если что…» — он с меня спросит.

Параллельно составлялся и другой список: список нежелательных лиц. Т. е. те, с кем я могу, в моменты безденежья, поработать скрипя зубами и принимая успокоительное, но постоянно, и с максимальной отдачей — нет.

Почему я решил его опубликовать? Наверно, потому что хочется предостеречь новичков; ведь на чужом негативном опыте, при желании, тоже можно учиться.

Образ №1: Привык опаздывать

Если человек опоздал на встречу, извинился и его оплошность отняла не более 3-5 минут — в этом нет ничего страшного; тем более человек признал вину и на этом тема закрыта. Но когда человек опаздывает на 30-40 минут, не замечая своего явного неуважения ко мне и к тому, как неприятно это выглядит перед всей съемочной группой — все ясно: отснимем, все отдадим, и навсегда вычеркнем человека из своего информационного поля и клиентской базы.

Образ №2: Излишне общительный

К сожалению, не все понимают, что фотограф может параллельно вести несколько проектов и это нормально. Не нормально — требовать постоянных отчетов, скриншотов процесса и быть отвлекающим фактором, особенно во время фотосъемки или семейного отдыха (да-да, особое отношение у меня к тем, кто может спокойно звонить после 9 вечера или писать сообщения, с просьбой показать наработки, например, во время праздничных выходных).

Образ №3: «Я снизошел до вас. Возрадуйтесь!»

Хамство всегда неприятно, особенно в ремесле, когда ты совестливо трудишься, а приходит, в один прекрасный день, клиент со звездной болезнью, начитавшись глупых книг, или пройдя в недалеком прошлом какой-то экспресс-тренинг от аналогичного самодура, и «умничает».

Однозначно: твердое «нет», — во время собеседования, без какой-либо возможности ввести в заблуждение себя и своих коллег.

Образ №4: «Угодите мне!»

С теми, кто не знает, что он хочет, или хочет красиво — трудно работать: ничего не ясно и мы можем как снискать славу, так и ославиться, причем работая одинаково, просто попавшись ни под то настроение, к примеру.

Поначалу, конечно, можно помогать таким людям: вовлекая их в подготовку, в процесс, но я и пробовал, и анализировал результаты, и подметил: нет, «не в коня корм».

Образ №5: «Хочу вне очереди!»

Богат человек или беден, одной со мной национальности или нет, — мне все равно. Работал и работаю со всеми, с кем могу найти общий язык, с кем могу выдать наилучший результат. И в этом вижу причину своего отказа — в ответ на требование: «А можно вне очереди?»

Обычно я поясняю: в отличии от похода в магазин, фотосъемка планируется заблаговременно и если это не устраивает, то лучше заняться чем-то другим. (Просто, чтобы не было обид.)

Образ №6: Непогрешимый

Иногда возникает недопонимание, во время подготовки, во время съемки, но все это мелочи и «ветер по крыше», если каждый умеет заглянуть в себя, признать ошибку и найти компромисс, без которого все бы распалось.

Увы, но фотограф может «идти на встречу» лишь до определенной степени, и если в ответ, —от клиента, только «поза», то предпочитаю переключиться на другой проект или отдохнуть.

Образ №7: «Я знаю как надо!»

Если бы знали, то отсняли бы сами (сейчас арендовать можно любой комплект оборудования) и сэкономили бы на оплате моих услуг, но раз нужна моя голова и мой опыт, то соглашайтесь, подписывая договор, на мои условия, и все будет хорошо.

Как правило, подобное заявление утихомиривает многих, но не всех. Но со всеми работать не стремлюсь, и поэтому спокойно отказываюсь, без каких-либо сожалений.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: