Большинство наших заказчиков мало что понимают в фотографии. Им главное чтобы красиво или недорого (а лучше и то и другое, — ред.). В чем заключается подготовка и почему легким касанием спусковой кнопки не создается шедевр с первого раза — им не интересно. И в этом, на мой взгляд, кроется неприятная особенность нашего ремесла: иногда нам встречаются не проблемные, а отстраненные клиенты.

Конечно, при неизменном равнодушии к происходящему они могут стать проблемными, хотя, в моей практике, такое случалось нечасто. Наверно, потому что в первом же диалоге пытаюсь понять человека, его мотивы и критерии оценки. Если ему «не хочется заморачиваться», то от этого сотрудничества я ничего хорошего не жду и просто заканчиваю общение, либо называю цену, которая его явно не устроит (х4 от реального ценника). Если же человек интересуется, и не стыдится собственного незнания нюансов работы над проектом, то все поправимо:

Почему я предлагаю поступать так, а не иначе? Во-первых, я смотрю на себя со стороны, да и многие, надеюсь, тоже, когда обращаюсь к какому-то ремесленнику за услугой, а в теме я был своим давно, либо вообще никогда, и также, как и мой заказчик, нуждаюсь в подсказках (чтоб разобраться в том, как организованы процессы в реальности, а не в моем воображении).

Во-вторых, в замедлении работы над проектом — не вижу ничего плохого. Лучше изначально добиться полного взаимопонимания с заказчиком и после этого безукоризненно выполнить свою работу, нежели сначала всеми силами стремиться уложиться в нереальные сроки, попутно угадывая желания заказчика, а в итоге — собственноручно подорвать свой авторитет, внося правки, а то и переснимая проект целиком (за свой счет).

Дополнено 20.04.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: