Дистанционное образование. Удаленная работа. Курьерская доставка. — Кажется, что сейчас, как нам и мечталось, можно решить абсолютно все вопросы онлайн:
- что-то купить / продать;
- чему-то научить(ся);
- получить / оказать услугу;
- в целом — обо всем договориться.
Но многие фотографы, как и десятилетия назад, настаивают на предварительных встречах, — в своих фотостудиях или, к примеру, в кафе. Почему?
Рынок изменился
Как вы помните, на смену традиционной, для искусства, парадигме:
«Вот мои деньги — сделайте мне красиво!»
— Пришло увлечение техническими заданиями (ТЗ); в последствии — попытались научиться составлять бриф, но в итоге коммерческая фотография пришла к кипе документов:
- Техническое задание
- Договор на оказание услуг
- Соглашение о передаче прав
Которые, как вы понимаете, наиболее правильно подписывать только при личной встрече (и в ближайшем будущем мало что изменится, потому что фотографы стремятся перестраховаться и прописывают все нюансы в договорах, которые скоро будет невозможно понять без помощи юриста).
Если говорить про арт-фотографию, то все несколько проще — типовой договор, который вы, при желании, можете подписать дистанционно, но, в большинстве случаев, эта формальность — не главный повод для встречи: попутно вы обсуждаете количество кадров, их формат, если необходимо — то и сопутствующие организационные вопросы…
Бюджеты выросли — выросла и цена ошибки
Вся эта «волокита» подстраховывает не только юридически, но и морально:
- благодаря личной встрече, можно понять: адекватен заказчик / фотограф или нет,
- а так же — как вы оба ведете себя в конфликтной ситуации,
- и, главное, — понимаете ли вы друг друга.
Неважно, коммерческий или арт-проект, — в обоих случаях, при поспешном, или ошибочном решении о сотрудничестве, время теряют обе стороны…
Времени на всех не хватает — следите за речью
Отказ от предварительной встречи, в искусстве, — показатель легкомысленного отношения, к проекту, да и в целом — ко времени другого человека (и интернет, в этом вопросе, обострил и без того накопившиеся «пороки», которые характеризуются как «одичание душ») и не думаю, что когда-нибудь изменится реакция на подобное заявление, все останется как было:
«Спасибо за обращение, но давайте не будем знакомы.»
— Вежливый отказ, помогающий навсегда отсеять проблемного клиента. (И, не стремитесь в «черном списке» оказаться, — в этом нет повода для гордости.)
Онлайн — ограничения, прямой разговор — возможности
Как бы ни был удобен онлайн, но пока мы не можем отказаться от предварительных встреч:
- если нам требуется обсудить рабочий момент, со множеством «если», то онлайн — мы просто начнем, рано или поздно, «играть в испорченный телефон»;
- если проблема не решается в 3-х электронных письмах (подсчитайте время!), то легче, быстрее и удобнее ее обсудить при личной встрече;
- если многое зависит от натуры, то невозможно — не глядя, принять решение о съемке, причем неважно: коммерческая это или арт-фотография;
- если это арт-фотография, то потрогать отпечатки / выбрать тип бумаги / формат книги, — не представляю, как можно с этим определиться онлайн.
<…>
Отказываясь от предварительной встречи, заказчик, прежде всего, вредит самому себе…
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
Добавить комментарий