pochemu-bolshinstvo-fotografov-nastaivaet-na-predvaritelnoj-vstreche
Photo by Headway on Unsplash

Дистанционное образование. Удаленная работа. Курьерская доставка. — Кажется, что сейчас, как нам и мечталось, можно решить абсолютно все вопросы онлайн:

  • что-то купить / продать;
  • чему-то научить(ся);
  • получить / оказать услугу;
  • в целом — обо всем договориться.

Но многие фотографы, как и десятилетия назад, настаивают на предварительных встречах, — в своих фотостудиях или, к примеру, в кафе. Почему?

Рынок изменился

Как вы помните, на смену традиционной, для искусства, парадигме:

«Вот мои деньги — сделайте мне красиво!»

— Пришло увлечение техническими заданиями (ТЗ); в последствии — попытались научиться составлять бриф, но в итоге коммерческая фотография пришла к кипе документов:

  1. Техническое задание
  2. Договор на оказание услуг
  3. Соглашение о передаче прав

Которые, как вы понимаете, наиболее правильно подписывать только при личной встрече (и в ближайшем будущем мало что изменится, потому что фотографы стремятся перестраховаться и прописывают все нюансы в договорах, которые скоро будет невозможно понять без помощи юриста).

Если говорить про арт-фотографию, то все несколько проще — типовой договор, который вы, при желании, можете подписать дистанционно, но, в большинстве случаев, эта формальность — не главный повод для встречи: попутно вы обсуждаете количество кадров, их формат, если необходимо — то и сопутствующие организационные вопросы…

Бюджеты выросли — выросла и цена ошибки

Вся эта «волокита» подстраховывает не только юридически, но и морально:

  • благодаря личной встрече, можно понять: адекватен заказчик / фотограф или нет,
  • а так же — как вы оба ведете себя в конфликтной ситуации,
  • и, главное, — понимаете ли вы друг друга.

Неважно, коммерческий или арт-проект, — в обоих случаях, при поспешном, или ошибочном решении о сотрудничестве, время теряют обе стороны…

Времени на всех не хватает — следите за речью

Отказ от предварительной встречи, в искусстве, — показатель легкомысленного отношения, к проекту, да и в целом — ко времени другого человека (и интернет, в этом вопросе, обострил и без того накопившиеся «пороки», которые характеризуются как «одичание душ») и не думаю, что когда-нибудь изменится реакция на подобное заявление, все останется как было:

«Спасибо за обращение, но давайте не будем знакомы.»

— Вежливый отказ, помогающий навсегда отсеять проблемного клиента. (И, не стремитесь в «черном списке» оказаться, — в этом нет повода для гордости.)

Онлайн — ограничения, прямой разговор — возможности

Как бы ни был удобен онлайн, но пока мы не можем отказаться от предварительных встреч:

  • если нам требуется обсудить рабочий момент, со множеством «если», то онлайн — мы просто начнем, рано или поздно, «играть в испорченный телефон»;
  • если проблема не решается в 3-х электронных письмах (подсчитайте время!), то легче, быстрее и удобнее ее обсудить при личной встрече;
  • если многое зависит от натуры, то невозможно — не глядя, принять решение о съемке, причем неважно: коммерческая это или арт-фотография;
  • если это арт-фотография, то потрогать отпечатки / выбрать тип бумаги / формат книги, — не представляю, как можно с этим определиться онлайн.

<…>

Отказываясь от предварительной встречи, заказчик, прежде всего, вредит самому себе…

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: