Сегодня нас ожидает разговор на тему стоимости фотографии. Кто-то может возразить – зачем? Ведь уже «разложены по полочкам» все вопросы ценообразования фотографа. Согласен, но та статья – одна из граней вопросов стоимости. Мы смотрели через «призму» процесса фотосъемки и опирались лишь на ремесло, практически не вспоминая об искусстве. А между прочим, это ключевой момент, который помогает понять, что настоящая фотография может стоить очень и очень дорого.

Кто может купить

Современное общество, в своих ценностях и пристрастиях, мало чем отличается от предшественников.

Раздобыв очередной «динарий» одни стремятся сделать два, а другие ищут способ обменять заработанное на приятное. Есть и другой тип людей… Они не спешат и осознают пустоту «монеты», полученную в обмен на время своей нынешней жизни. Зачастую, такие люди задумываются об инвестициях, наследии.

Они презирают торопливость и предпочитают расчет. Довольно образованные (понятно уже из того, что не «спустили динарий»), зачастую с чувством прекрасного и пониманием ответственности перед последующими поколениями. Не только своего рода, но и всего человечества.

Именно среди таких людей завсегдатаи выставок, ценители Сезанна и Гогена, если сравнить фотографию с ее матерью – живописью.

Но если говорить о фотографии, то что нужно таким людям

Качественная и интересная работа? В большинстве своем, они уже знакомы с мастером, который способен периодически делать «парадные» и прочие фотографии для семейного архива. Знают они и другого мастера, успевающего создать за годы жизни заказчика 3-5 выдающихся работ, превращающихся в семейную реликвию и имеющих отношение к искусству.

Но ценителю нужно другое

Да, он понимает рассказы и с удовольствием их читает. Ему нравится истинная фотография и он ею увлечен (но не покорен/очарован), но всегда хочется большего – объекта искусства.

Откуда такое вожделение?

Постараюсь выделить ряд значимых факторов, оказывающих влияние на желание приобрести очень дорогую фотографию:

Долгосрочная инвестиция

Не стану лукавить, для многих это хороший способ заработка. Конечно, это трудно понять большинству людей. Ведь в обществе не принято заниматься долгосрочным планирование. Часто речь идет о месяцах, порой неделях. Максимум, что встречается – пара-тройка лет. Все.

Сильным мира сего приходится крутиться и напрягать серое вещество. Свое, или доверенных лиц. Думать о планах на ближайшие 20-30, а то и 100 лет.

Купленная, к примеру, за 4 миллиона фотография, уже через 2-3 года будет продана за 5. Согласитесь, хороший заработок. Но так поступают редко, в условиях кризиса или непредвиденного краха семейного фонда (вот тебе и планирование…).

Да, мы не можем точно знать, какое наше приобретение вырастет с годами в цене и не забудется сменой эпох, но ясно одно: нефть утрачивает свою ценность на глазах, любая валюта уже через век станет исчезнувшей бумажкой.

Что передать потомкам?

Оглянувшись назад, «спросив совета» предшествующих поколений, мы увидим, что всегда в будущее человечество с собою брало знания и искусство.

В наши дни (да как и всегда) шедевры искусства рассматриваются как долгосрочное средство сбережения капитала.

Исключительная редкость

Существование в единственном экземпляре – понимание этого факта и последующая реакция ценителя сопоставимы с оказываемым эффектом красной тряпочки на быка.

«Крик» Мунка и «Поцелуй» Климта – наглядные примеры, за которые богачи готовы платить баснословные суммы, но вот беда – полотна в единственном экземпляре и все в частных руках…

Надо ждать. 10? 20? А может и 100 лет.

Человечество всегда ценило уникальность и то, что ознаменовало своим появлением прорыв в искусстве.

Я упомянул живопись, но можно вспомнить «Озеро в лунном свете» Стайхена.

Активный источник прибыли

С каждым витком развития культурного туризма взлетают и цены на объекты искусства. Многие музеи стоят с протянутой рукой на ковре у новоиспеченного магната, благотворительного фонда и т.д. Неважно как и перед кем, главное – купи. Я все прощу. Разумеется все подробности сделок освещаются в СМИ и выигрывают обе стороны. Музеи получают приток туристов – заработок. Меценат – пиар, позволяющий ему войти в новый круг общения и развить свою деятельность, приумножить капитал.

Искусственная стимуляция

Каким бы умным ни был человек – он балбес, когда речь заходит об искусственном создании спроса на предметы искусства. К сожалению, но даже в сфере торговли музейными экспонатами не обходится без «мухлевки».

Известны случаи, когда искусственно «взращивались» цены, ограничивались предложения шедевров, придумывались легенды и подобное. «Красивое и вожделенное» словно маяк притягивает к себе людей с полным кошельком.

Да это не самый приятный фактор, оказывающий влияние на покупку дорогих фотографий (и не только их), но он есть. Следовало указать.

«Must-have», или «- Надо, Федя, надо»

Этому явлению больше подвержены музеи, но порой встречаются и частные коллекционеры. Дело в том, что есть определенный минимум, которым должен обладать, уважающий себя, музей. Особенно ярко это сейчас видно в Китае, который как оглашенный «прыгает» по всему миру и тянет все, что попадется под руку. Да, некоторые приобретенные предметы со временем обесценятся, ведь их «пропихнули под шумок», но в целом все приобретения помогли решить «проблемы» заинтересованных лиц.

Статус

Как ни крути, а предметы искусства – статусный маркер. Да, можно ежегодно покупать «мерина», гоняться за модой и обогащать карманы предприимчивых маркетологов, которые будут радостно смеяться над еще одним «в тренде».

А можно купить «Рейн II» Андреаса Гурски и даже слов не ронять. Все поймут.

Разумеется, многим приведенные доводы покажутся глупостью, как и вся сфера искусства, с его дорогими приобретениями и бурной жизнью.

Это нормально, ведь не все способны оценить фотографию. Для одних она дорогое и осмысленное приобретение, для других – инвестиция. Но всегда будут и те (их больше), кто скажет – мазня.

Это нормально. Ведь не всем должны быть интересны темы искусства, ценностей и смысла. Особенно когда на расстоянии пальца мелькающий информационный мир.

Напоследок хотелось бы сказать следующее:

На всем протяжении жизни человечества, стоимость предметов искусства (и фотография в том числе) всегда будет достигать заоблачных высот. Это объясняется тем, что слишком большое количество денег гоняется за очень малым числом ценных творений этого мира. И чтобы иметь право обладать ими, необходимо делать безумные ставки.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: