Время от времени, меня, как думаю и любого фотографа, спрашивают: как вовремя понять — своевременно заметить, что увлечение фотографией ребенка имеет будущее (и как можно ему помочь, чтобы получилось во благо, а не медвежья услуга).

Признаться, ответы всегда разные, потому что все дети, как и их родители, — разные. Одним, например, я советую не торопиться и всерьез почитать биографии фотожурналистов. Другим, оценивая предоставленные фотографии, — внимательно изучить эссе Сьюзен Зонтаг, и очень серьезно отнестись к душевному здоровью ребенка. Третьим — подыскать хорошего учителя, имеющего за плечами педагогический опыт. Ну и так далее…

В определенный момент, мне захотелось подытожить: результаты бесед и свои воспоминания — я ведь тоже был когда-то ребенком и хорошо понимаю, что многое, что сейчас осознаю, — и чем пользуюсь, берет свое начало из детства.

Приступая к написанию этой заметки, я всерьез отдаю себе отчет в том, что моя задача очень, на первый взгляд, проста — обратиться к родителям, и в тоже время — очень трудна, потому-что я попытаюсь донести мысль: помощь — не услуга, а путь.

Ребенок хочет стать фотографом, — чем могут помочь родители?

sovety-roditelyam-budushchih-fotografov
Photo by Kelly Sikkema on Unsplash

Во-первых, поработать над собой.

Во-вторых, помочь найти ответы на основополагающие вопросы.

О чем речь?

Перед самым первым разговором с ребенком, о возможности его будущего, как фотографа, — я бы рекомендовал вам самостоятельно изучить всеобщую историю искусств, по книгам, хотя бы, но если есть возможность прослушать курс лекций — это лучший вариант. Потому что от родителей требуется вовсе не материальная помощь, а понимание предлагаемого Пути:

  • назначение искусства,
  • объективные критерии искусства,
  • сущность таланта,
  • подлинный смысл жизни.

Если вы не сможете объяснить этого ребенку на конкретных исторических примерах — и ему в профессии будет интересен лишь сравнительно легкий «успех», вы попросту загубите юное и доверяющее вам дитя.

Стать самому немножко творческим и возделать дома духовную среду, питающую творческое начинание ребенка, — лучшее, что могут изначально сделать родители… об этом, собственно и пойдет речь далее, по пунктам (надеюсь, получится подобие чек-листа).

Заинтересуйте ребенка

Не стоит заводить речь про «несметные богатства» и «положение при дворе»; «презентация», — если так можно выразиться, — профессии должна преследовать цель: пояснить ребенку не выгоду от выбора, а то, в чем нуждается общество и цивилизация.

В идеале, если ребенок развивается, что называется, не по годам, неплохо бы коснуться темы, на мой взгляд, — основополагающей, для фотографа: образование. Поясните объективные — и в наши дни активно перевираемые понятия:

  • поэтика,
  • символ,
  • образ,
  • культура,
  • счастье,
  • этика,
  • радость.

Объясните ценность созерцателей, поэтов и живописцев в истории цивилизации. В идеале — на конкретных исторических примерах, заручившись поддержкой книг или телепередач, их, к счастью, нынче в изобилии.

Оцените его способности

Говоря о фотографии, стоит заметить: фотография — мироощущение; в том, как видишь кадр — отражается твое отношение к действительности; в том, как видишь свет — способен ли ты рассмотреть поэтическую организацию бытия и, главное — способен ли выйти за пределы — так любимой веку сему — логики, чтобы передать тончайшие связи, отразить глубинные и не поддающиеся сухому теоретизированию подлинные ценности.

Оценивая задатки своего ребенка, обращайте внимание на его стремление: сохранить детский взгляд на мир. — Ловкость, с которой он жмет кнопку, или выстраивает композицию — более чем вторично.

И свою мотивацию

Большинство родителей, при оценке будущего своего ребенка, пытаются найти ответы на, — прямо скажем, — не самые правильные вопросы:

— Чему нужно учиться, где и как долго?

— Какой набор инструментов уместен на старте?

— Как быстро получится вернуть затраты?

— Когда наступит безбедное будущее?

Вот правильные, для родителей будущего фотографа:

— Осознаю ли я, что легкие деньги в фотографии закончились?

— Осознаю ли я, что цифра — максимум затрат и минимум прибыли?

— Осознаю ли я, что подлинная фотография — искусство?

— Осознаю ли я, что искусство — следствие образа жизни?

— Осознаю ли я, что путь фотографа — путь самоограничений?

— Осознаю ли я, что образование — не «набивка» знаниями, а формирование Образа?

— Осознаю ли я, что помощь — не то, что я хочу, а то, что на пользу другому?

Если руки не опустились и ответы найдены, то все хорошо.

Не отдавайте его сразу в фотошколу

Фотография, как направление в искусстве, становится все более самостоятельной. А прежние заимствования из живописи, в творчестве современных авторов, все чаще подвергаются то ли критике, то ли пренебрежительной переоценке (каждый случай индивидуален).

Постепенно это приводит к накоплению устаревших и фрагментарных данных (проще говоря — к информационному шуму), взамен знания. В большинстве своем, фотошколы не вникают, что, когда, кем и на каком основании было пересмотрено, а попросту «выдают программу». А то, что она не выдерживает никакой критики — никого не интересует.

Еще одна проблема — посредством школы, нельзя обучить искусству, потому что приобрести теоретические знания, прослушав курс лекций — это пожалуйста, а вот навыки и опыт — хм, и не мечтайте. Более того: современные фотошколы не ставят навык системного мышления; в большинстве ситуаций, после выхода из такой школы, ребенок не способен учиться далее.

Поэтому, на мой взгляд, ребенка нужно научить учиться — научить самообразованию, чтобы, по мере надобности, он докапывался до сути каждого термина, найденного метода, описания, опыта коллег из смежных ремесел, используя все доступные ему инструменты.

Изначально — помогите ему стать личностью

Во вступительном слове к сборнику рассказов Владимира Галактионовича Короленко, даны и факты биографии, и пересекающиеся с ними строчки из его произведений:

«Страшна не слепота глаз — страшна слепота души. Музыкант, победивший ее, наконец-то сумел запомнить отрывок сна, который снится ему с детства и который с детства ускользает от сознания. Как воскликнул дядя Максим: «Он прозрел, да, это правда, — он прозрел!» — хотя глаза Петруся по-прежнему ничего не видят. Боль других людей отозвалась в его сердце. Величественнее этой музыки ничего нет на свете.»

Владимир Короленко. Дети подземелья (сборник)

Они многое объясняют.

Например то, что шедевры рождаются на пути стремления выразить нравственные идеалы. А для этого придется и битым быть, и смерти перестать бояться, и сложить внутри себя фильтр, духовно-целостный и потому способствующий преображению, себя и мира вокруг.

И помогите найти ему свой маяк в искусстве

Жизнь настоящего художника — путь самоограничений. В каком-то смысле, нужно приучить себя ставить заслон суетным желаниям, сиюминутным влечениям. По молодости, это трудно; полное осознание своей ответственности перед людьми, искренность, самопожертвование — не самые простые темы для ребенка.

В биографии Павла Корина есть эпизод: в одной из бесед, Михаил Нестеров рассказал ему об аскетической жизни Александра Иванова. Спустя годы, в письме от 26 июля 1935 года, Павел писал своему учителю:

«Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником.»

Не будь этого примера… не будь этого Маяка, кто знает — не сбился бы с Пути Павел и было бы у нас его наследие, служащее той же возвышенной цели…

Затем — хорошего учителя

Учитель — лектор? — Нет…

Учитель — деспот? — Нет…

Учитель — тот, кто набьет голову знаниями? — Нет…

А кто же он?

Во-первых, учитель — человек, который в человеке видит человека.

Во-вторых, имеет внутри себя Образ, т. е. духовно познал то, чему научает.

В-третьих, в один момент — подтянет, в другой — приземлит (во благо личности).

В-четвертых, способен показать «творческую кухню», и тем обогатить.

В-пятых, подытоживает предыдущий цикл жизни, — и помогает самоопределиться.

И потому — авторитет.

Помогите стартовым набором

…но дальше — ни-ни.

В идеале, стартовый комплект фотооборудования, и сопутствующих инструментов — должен быть самым простым и потому — недорогим; чтобы ребенок опытно пришел к пониманию, и того, что в обучении абсолютно не имеет значение то, какими инструментами ты работаешь и имеет значение — во имя чего и как, и что оборудование более высокого ценового сегмента, в основе своей, — тоже самое, только обеспечивающее больший комфорт своему владельцу.

Накопленный опыт поможет ему в дальнейшем:

  • при самостоятельной покупке оборудования,
  • при осознании того — где он не дорабатывает.

Сдерживайте себя. Не развращайте ребенка.

Учитывайте результат

…но не развивайте настроений «цель оправдывает средства».

В каждом более-менее крупном городе живут десятки фотографов, а подлинных из них — 2-3 и зачастую это любители или представители старой школы. Попадая в такую среду, ребенок в миг осознает, что где рынок, там меньше всего искусства, но где нет рынка — там голоднее, и такую проверку на прочность, даже после хорошей Школы, выдерживают немногие.

Начинаются подстраивания, угождения, попытки стать «модным», — Валерий Плотников, — в одном из интервью, назвал это явление «быть официантом». И, дрогнув перед реальностью, многим свойственно искать оправдания:

— Да ладно… Всего один проходной проект! Я же ничего не теряю!

— Мне нужен новый объектив. Сейчас подзаработаю и вернусь к тому, с чего начал!

— Еще вся жизнь впереди, успею!

Помочь не сбиться с Пути — завершающее действие в вашей помощи ребенку.

Вместо заключения

«Не приспосабливаться, но Жить!» — любил повторять мой дедушка, в жизни которого, была фотография, собственно, как и в жизни моего отца. Они не считали себя фотографами и ушли в другие ремесла; доходы от которых позволяли кормить семью, сохранять чистоту увлечения фотографией в течении многих лет.

Вполне возможно, что их выбор — предопределил мой: они смогли создать духовную среду в семье, которая и помогла мне выбрать ремесло по душе.

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,

Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению: