— Прынцесса! Как есть прынцесса!… Не, не прынцесса…
— А хто жа?
— Королевна!
к/ф «Морозко»
В основе своей, портретный фотограф цифровой эпохи оттачивает мастерство фотосъемки на молодой натуре, возрастом не более 30 лет. На этапе постобработки, такие работы не требуют от автора понимания культуры ретуши, да и истории этого процесса тоже. Стандартизация — на основе техник «осветление и затемнение» и «частотное разложение» ускоряет обучение — портретисты прогрессируют намного быстрее, нежели пейзажисты (например).
К сожалению, такое начало творческого пути отучает видеть возрастные отличия, с шагом, — к примеру, 3-5 лет. «Нет разницы», между 30-ти и 35-ти летним лицом; и между 30-ти летним и 50-ти летним фотограф видит только проблему, которую можно обозначить как «неудобно»:
- серьезно вмешаться — потратить время;
- слегка коснуться — не «приукрасить»;
- увлечься ретушью — изменить человека до неузнаваемости;
- ослабить воздействие — «не сделать ничего».
Решение этой проблемы известно: пообщаться с хорошим визажистом, художником и в конце концов — нанять ретушера, который объяснит, что чем старше портретируемый, тем яснее — аргументированнее наше воздействие, и тем важнее диалог задолго до съемки.
Наш заказчик — не дурак и не прислуга. Ему нужно помогать «окультуриваться». Пояснять и переубеждать, если потребуется, что текстура кожи 70-ти летнего человека и 30-ти летнего — не одно и тоже, и это не проблема, а возрастное отличие, которое не делает его потрет хуже, с эстетической точки зрения, а наоборот — соответствует реальности.
В нашем обществе все меньше сохраняется понимание, что фотография — реалистичное и от того — компромиссное искусство, в котором, конечно, многое поддается коррекции, но когда, в какой мере и на основании чего вносятся правки — не штамп; иначе не быть искусству.
Когда человек хочет «омоложения», то ему стоит посетить косметолога или иного «врача», — нужно «корректировать» реальность, а не создавать «аватары», и тем морочить голову автору, пусть и не самого благодарного, но все-таки — творческого ремесла.
Я всегда повторял, и продолжу это делать, что не нужно «бодаться» с природой, нужно уметь, учиться хотя бы, жить в ладу с ней:
С возрастом, снижение эластичности и упругости кожи, уменьшение объема подкожной жировой прослойки, изменение пропорций частей головы, ушей и носа, к примеру, — естественно, и нужно взрослеть — знать себя, уметь найти свое настроение, не бояться поделиться свои внутренним обликом, — не уповать на «обертку», и не прятаться за модной ролью или чужим стереотипом. Свой образ — его важно отыскать/понять, его нужно фиксировать, и только он будет ценен для последующих поколений.
Как обычно и бывает, «освежить» портрет наиболее легко на съемочной площадке, подбором:
- макияжа,
- прически,
- гардероба,
- заднего плана,
- эмоционального состояния,
- световой схемы,
- ракурса,
- кадрирования.
А это все подготовка, общение, взаимная заинтересованность. Я думаю, что усугубление этой проблемы, — возрастного портрета, — все сильнее переходит в плоскость технологии — и не только фото-, а социальной коммуникации.
Мы меньше общаемся, еще реже — слышим друг друга, и больше верим, что как-то там то да се поправим, — с одной стороны, потому что это быстро, особенно через плагины, и что «лан оке, ты был услышан, но ты же юзаешь фотошоп, так что сделай то и это», — с другой.
«Парой кликов» нас приучают заказывать товары, услуги; в один рефлекс — проживать дни и недели, в которых все меньше остается места чувству меры, умению видеть, — культуре, и от этого на передний план выходит салонная ретушь, в очередной раз «убивающая» портрет.
Дополнено 17.05.2020
Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.
24.08.2020 в 22:01
Здравствуйте Андрей, прочитал Вашу заметку о ретуши возрастного портрета, которая оказалась очень «в тему». Я очень начинающий, в профессиональном плане, фотограф. Намедни, в качестве тренировки, поснимал своего приятеля. Герой не молод и что естественно, с полным набором возрастных особенностей. Снимали на пленэре, ранним утром, но солнце все равно оказалось жестким, что дополнительно подчеркнуло возраст. Изначально я планировал ограничиться цветокором в LR и сделав, отправил несколько фото приятелю для комментариев. Ответом было: — это не я! Ссориться очень не хотелось. Пришлось, не без внутренней борьбы с собой, включать PS. Причем начал я с легкой ретуши, но последовательно пришел к максимальному вмешательству в т.ч. пластическому) На крайней картинке, приятель сказал «класс». И тут я не выдержал))) Так как это, всё таки друг, а не коммерческий проект, я высказал все что накипело. В итоге, друг согласился с первоначальным планом цветокора. Если позволите, вопрос к Вам, — как мне следовало поступить, если бы это был коммерческий клиент? Шлифовать и полировать все до кошачьего блеска или сделать по-своему и отдать готовый результат? Заранее спасибо, если найдете время и желание ответить.
С уважением,
Альберт Алмазов
29.08.2020 в 09:32
Здравствуйте, Альберт!
Ситуация очень интересная, я бы даже сказал — образовательная: сделанные выводы окажут влияние на творческий путь.
Поэтому давайте внимательно еще разок все рассмотрим.
Перечитывая комментарий, стоит заострить внимание на следующих моментах:
«приятель»
«герой не молод»
«подчеркнуло возраст»
«планировал ограничиться»
«это не я!»
«ссориться не хотелось»
«максимальное вмешательство»
«не выдержал»
«высказал»
«некоммерческий проект»
Объясню почему:
Поскольку вы знаете больше нюансов сотрудничества (что обещали в итоге, в каком количестве и виде), то, самостоятельно, можете сделать еще больше выводов из каждого пункта, ну и дальше решить — принимаете к сведению или нет.
С учетом всего выше изложенного, отвечая на вопрос — как поступить? — можно сказать:
Коммерция разной бывает. Если это бытовая услуга (в любом ценовом сегменте), то никуда не денешься: угождайте заказчику. Если это арт-проект, за участие в котором человек платит деньги, то вы работаете на результат, а не на улыбку участника проекта, и следовательно — не подгоняете итоговый продукт под хотелки обывателя.
29.08.2020 в 22:39
Здравствуйте Андрей. Спасибо за обстоятельный и глубокий ответ, если честно — не ожидал. Вы правы во всех предположениях и как следствие в выводах. Знаете, написав Вам, я имею ввиду именно письменное изложение проблемы, я уже в процессе письма, многое понял. Во-первых, предварительных договоренностей, как таковых, вообще не было. И наверное это уже ошибка и наука на будущее. Во-вторых, и здесь Вы правы, отношения дороже любых проектов. В третьих, «шкурный» интерес у меня все таки был, приятель — известный в предпринимательских кругах человек и я имел ввиду возможность засветиться с его помощью в этой ЦА. Но от этого хотелось прийти к наилучшему результату. И вот тут натыкаюсь на засаду! А с чего я решил, что «наилучший» это тот который вижу я, а не наоборот? А вдруг, для этой ЦА это норма? Так что вопросы остались. Видимо все приходит с опытом. А связи, все таки, сработали и в ближайшее время предстоит новый проект). Впредь, буду осторожнее в навязывании своих предпочтений. Спасибо Вам, еще раз за участие и комментарии. И еще, пожалуйста, не прекращайте писать Ваши заметки, — очень познавательно и полезно. Спасибо!
С уважением,
Альберт Алмазов
05.09.2020 в 07:36
Не за что.
И ничего страшного в вопросах нет: пока они есть — вы учитесь, а лично меня радует, когда человек хочет в чем-то разобраться, и не боится признать, что он чего-то не понимает или не знает. Я ведь тоже задаю вопросы, в том числе — риторические (на страницах Записной книжки…).