Последние пару лет все активнее слышен вой, исходящий изначально от свадебщиков и подхваченный (как срамная болезнь в борделе) почти всеми направлениями фотографической деятельности. Даже типографии и багетчики чем-то недовольны. Сегодня мы выясним есть ли основания для протестов и возмущений, и если да, то откуда «ноги растут».

Приступим.

На данный момент имеется аргумент – кризис. Финансовый, глобальный и, горячо любимые, санкции.

Да, финансовый вопрос имеет прямое воздействие на фотографа. Точнее на ценообразование его деятельности и итоговую фотографию. В нынешних условиях нам приходится поднимать цены, т.к. стоимость жизни растет и затраты на любой ресурс увеличились в разы. Техника, расходники, обучение и развитие, время и т.д.

Поднимается стоимость всех составляющих производства фотографии. Любой адекватный человек понимает, что при увеличении себестоимости, поднимается и итоговая цена. Это логично, это закон, смысл которого не нужно пояснять даже школьнику.

При наличии здравого смысла, в голове никогда не мелькнет мысль про демпинг, т.к. это идет вразрез с логикой и инстинктом самосохранения.

Но что творится в фотографии?

Распродажа! Горячие пирожки!

По-другому и не скажешь. В каждого фотографа вселился Дон Кихот, наметивший себе очередную войну с мельницей…

Бред? Давайте подумаем.

На каждом шагу (форумы, соц. сети, фотоклубы, диалоги и т.д.) можно лицезреть сопли и слезы «фотограферов»:

  • они отнимают наш «хлеб».
  • они демпингуют.
  • во всем виноват кризис.
  • нас слишком много.
  • у каждого зеркалка и как мне быть?
  • фотографию сделать просто.
  • нужны союзы и сертификаты.
  • нужно обязательное образование, дипломы и прочие карательные методы.

Это лишь малая часть, в круговороте истерии «фотографов» наших дней.

Под каждым постом можно найти «правду жизни». Трагичную такую, тянущуюся от сопливой юности с разгильдяйством и временами, когда камера была одна на сотню окружающих деревень.

Увы, мой друг, но все меняется и как бы «стрекоза» на плясала, а приход зимы четко по графику (вспоминаем басни Крылова).

Если кризис и экономическая ситуация не причем, то что стимулирует демпинг в фотографии?

Фотографы, точнее люди с камерой. Дело в том, что последние годы фотографию (сами же фотографы) приравнивают к бизнесу и сфере услуг. Тем самым, забывая о росте. Да, есть бизнес модели и подобные вопросы бюджета. Но ни слова о росте личностном, профессиональных навыках, познании культуры и искусства, формировании стиля и собственного мира в фотографии.

Развитие стало приравниваться к покупке «свежей» камеры и парку объективов, приобретению «топовых» пресетов, инвестированию в контекст и подобные ниши пиара. Траты времени на мк, ради поста в блоге и корочки в рамку, взамен на впустую потраченное время.

Правда горька, но нынешний демпинг в фотографии – обоснованный процесс. В его «жизнь», каждый день вкладываются ресурсы со всего мира. Но беда лишь в том, что построен не трон, а склеп, для самовлюбленных и жаждущих легкой наживы. Грубо? Давайте проще.

Приравнивая фотографию к сфере услуг или торговле, вы добровольно становитесь за прилавок и продаете любые продукты, овощи, к примеру.

Вы привезли (сфотографировали) продукцию (фотографию), закупившись у одного производителя (снимая на идентичные камеры и прочие расходники). Ваш оппонент продает по 5 копеек, вы ставите – 4 копейки. Но «соперник» демпингует, и ставит 3, и клиенты уходят к нему. Это логично и глупо с вашей стороны, т.к. бессмысленно мериться ценниками, при идентичности товара. Продавец всегда в проигрыше, радуется только клиент. Пока лохи делят ниши рынка, потребитель получает необходимое по смехотворной стоимости (в обмен на еду, если говорить о фотографии).

Надеюсь теперь понятно, что в демпинге фотографов виноваты сами фотографы и никто другой. Поймите это и хотя бы разок возьмите на себя ответственность. Ведь вы никогда этого не делали, раз выбрали торговлю и ублажение.

Что фотографу делать дальше?

Уйти в сторону. Забыть о прилавке, выбросить все овощи и стать никем. Чистым листом.

Возможно после этого, фотографу станет проще понять простые истины, которые очень трудны для понимания современным человеком:

  • демпинг – боязнь здоровой конкуренции и полное нежелание развиваться (учиться, работать, мыслить и создавать).
  • демпинг — нелогичный прием. Направлен на выкапывание ямы другому, но сам «землекоп» в нее и погружается. Вопрос лишь времени.
  • смысл демпинга не применим к фотографии, а лишь к фотоуслугам, которые потихоньку вырождаются, главное запастись терпением. Юристы, экономисты, офисный планктон… Последние пару лет идет уверенное уменьшение данной популяции.
  • соблазнившись доступностью, автор попадет в «болото»: осмысленное погружение в пучины низкой квалификации, большой конкуренции (в связи с идентичностью продукта). Добавьте к этому суетность, ограничение времени на творческий рост, поиски вдохновения и вы получите тупик, в конце которого познакомитесь с демпингом.
  • уникальность фотографии не зависит от пресета и тонировки. Она пишется внутренним миром автора, используя язык фотографии.
  • создавая фотографию, автор вытачивает стиль. Неповторимый, свойственный только ему. Да, это долгий временной процесс (7-10 лет).
  • имея уникальный стиль, автора невозможно с кем-то сравнить в регионе, стране или в мире. Это сразу же его ограждает от «ценовых войн» и подобных манипуляций. Заказчик изначально понимает что именно такая фотография ему и нужна.
  • осознавая уникальность своих работ, фотограф здраво оценивает свое время и труд. Он озвучивает стоимость и понимает, что многих она может не устроить и это логично. Не все готовы платить за фотографию, многим достаточно «продукта фотофиксации», главное подешевле. Мудрый автор это понимает и с улыбкой работает реже, но с любовью и на творческом подъеме.
  • ниша, основанная на стиле, позволяет работать со своим клиентом, который никуда не убежит и не смотрит на ценники вокруг. Так как осознает, что под внешней привлекательностью скрывается треш или просто неинтересная ему фотография.
  • демпинг – знаковый момент, означающий что вокруг отчаяние. Ввязываться в него или запастись терпением – ваш выбор, я лишь постарался объяснить его природу и поставить вас у зеркала. Виноват ни мир, любая проблема всегда внутри человека.

Да, я прекрасно понимаю, что прочитав статью, многие со мною не согласятся и продолжат устраивать конкурсы в соц. сетях, работать за лайк (даже не за еду…). И на здоровье, я буду рад тому 1% читателей, которые преломят свою гордыню и наступят на горло самолюбию. Задумаются о том, что снимают и почитают хотя бы в википедии, что такое фотография… А дальше, все зависит от фотографа. Хочет он расти и не обманывать людей, или же он бомбила.

На мой взгляд, кризис фотографии не в финансовом вопросе и не в засилье людей с камерой. Этого всегда было много, но фотография прогрессировала. Проблема реальности лишь в том, что современный фотограф стремится поклоняться лени и бегать в поисках наживы. А читать, учиться, пробовать, ошибаться, признавать себя никем, идти и спотыкаться, осилить творческий путь в одиночку – это все прировняли к мифу, записали в книгу, с которой уже пора стряхнуть пыль…

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Ваш,
Андрей Бондарь.

Рекомендую к прочтению:

  • Этика фотографа. Беря в руки камеру, человек неосознанно стремится к самовыражению. Но для чего? Какой ценой? Забытое кредо – этика фотографа, не изучается […]
  • Эмоции в фотографии. Не первый год, в фотографии формируется мнение о великой роли эмоции для создания шедевра. Если вы зашли в тупик и не знаете, что и как […]
  • Что написать фотографу на странице обо мне? Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]